Истоки и тенденции
Политическая философия имеет долгую и богатую историю. Идеи ее зародились еще в философии Древней Греции и Древнего Китая. Родилась политическая философия из рассуждений об отношении человека и мира, справедливости и благе, об идеальном правлении и феномене власти.
Наиболее ранние концепции политического восходят к $V$ в. до н.э. При этом не следует считать, что осмысление политического шло в своем развитии стадиально, от простого к сложному. Многие идеи Платона, Аристотеля, Конфуция и других мыслителей древности до сих пор не потеряли своей актуальности, но имеют теоретический и практический вес.
Политическая философия в современном мире превратилась в полноценную дисциплину, которая разрабатывается и изучается во всех ВУЗах мира. Таковой она становилась постепенно оформившись только лишь в $XX$ веке, когда было прояснено ее отношение к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.
Политическая философия оказывает мета-теорией, основой для многих политических наук, имеющих более узкий спектр решаемых проблем и задач. К числу таковых относятся политология, социальная философия, политическая этика, философия истории и др.
Из истории политической мысли
Политическая философия имеет своим истоком античную философскую мысль. Ее понимание таких категорий как политическое благо, власть, форма правления, справедливость, истина и т.д. Античные мыслители закладывают основы современного понимания демократии, правового государства и гражданского общества. В античности складывается и сам предмет политической философии, в который входят вопросы определения сущности феномена политического, феномена власти и вопросы о сути политических ценностей.
В эпоху Средневековья политические воззрения имеют теоцентрический характер, согласно с которым политическая власть имеет основу в сфере божественного. Эпоха Возрождения вновь возрождает античные взгляды на политическую философию, соединяя их с мистическими учениями Средних веков.
Расцвет политической философии в современном ее понимании наступает в эпоху Нового времени. В это время происходит окончательное разграничение консервативного и либерального учений. Разрабатываются теории происхождения государства, в том числе договорная; понятия политического конфликта и теория революции. С $XVIII$ в. политическая теория из просто теории превращается в политическую практику, теорию политического действия. На это во многом повлияло появление теорий социализма и анархизма. Каждому изменению политико-социальной системы того или иного государства предшествовало соответствующее «политическое просвещение».
Кроме того, эпоха Нового времени породила такое явление политической мысли как идеология. Имея и положительные и отрицательные смысловые коннотации, идеология явилась мощным двигателем развития политической практики в $XX$ веке.
Современная политическая философия привнесла новые проблемные вопросы. Сегодня ее интересует, в первую очередь, проблематика языка власти, политика как своего рода языковой практики, кроме того, феномен политического рассматривается с позиций рассмотрения его как интерсубъективной сферы. Сегодня политическая философия становится междисциплинарным научным явлением, рассматривающим политику в ее отношениях с культурой, искусством и другими областями человеческой деятельности.
Исторически сложившиеся функции политической философии
Политическая философия на протяжении своей истории накопила свой функционал. Отметим некоторые из них:
- Познавательная и аналитическая функции – одни из ключевых у политической философии.
- Методологическая функция, занимающаяся разработкой принципов исследования.
- Критическая функция, призванная формулировать оппозиционную точку зрения по отношению к доминирующей.
- Просветительская функция, формирующая уровень политической осведомленности.
- Прогностическая функция, поскольку политическая философия выступает инстанцией, генерирующей новые политические теории и идеи.