Эстетика – это раздел философии, посвященный проблемам восприятия, переживания, сущности красоты, ее критериев, происхождения и связи с миром.
Значение эстетики и история ее развития
Эстетика одна из важных сфер философии и культуры, история ее возникновения и развития уходит корнями в первобытное общество. Исследователи полагают, что переживание эстетической ценности объекта сформировалось у первобытного человека в процессе практической деятельности трансформировавшись из переживания удовлетворенности от практической пользы изготовляемого предмета и стремления сделать его качественным. Уже первые орудия труда стремятся к «правильной» форме и пропорциям, поскольку они являются наиболее эффективными с физической точки зрения. Идеальная форма предмета (скребка, рубила, наконечника стрелы или копья) с накоплением опыта стала представлять собой самостоятельную ценность. Первобытный человек изготовивший предмет, соответствующий этим идеальным представлениям переживал совершенно новое для него чувство удовлетворение – таково было рождение эстетики.
Эстетика как стремление к совершенству, к прекрасному развивалась вместе с человеческим обществом. От наскальных рисунков, детально отображавших сцены охоты или особенности местности, к монументальным сооружениям древних культур – эстетически совершенным пирамидам, храмам, дворцам. Уже в древнем Шумере мудрецы спорили о соотношении красоты и пользы, вычленяя таким образом эстетическую проблематику как особую и самостоятельную. Рождение эстетики относится к периоду античности, когда в рамках древнегреческой философии начались поиски представлений о прекрасном, его свойств и сущности. Пифагорейцы ассоциировали красоту с гармонией и симметрией, Сократ писал, что человек полагает прекрасным то в чем нуждается. Аристотель сформулировал понимание искусства как подражания красоте окружающего мира.
В средние века представления о прекрасном сместилось с внешнего на внутреннее, так в искусстве от подражания природы перешли к метафорическому изображению идеальных образов – бога, ангелов, нравоучительных сцен. В эпоху возрождения формируется новое понимание эстетики – как средства воспитания с помощью прекрасных творений, а также искусства, как творчества, создания принципиально нового не существующего в мире.
Начиная с Нового времени эстетические категории, такие как прекрасное, возвышенное, изящное дополняются своими антиподами – безобразное, низменное и т.д., которые также становятся новыми гранями понимания красоты. Философы говорят о том, что вещь безобразная в природе может быть прекрасно изображена в искусстве и доставлять эстетическое наслаждение.
Функции эстетики
В Новое время эстетика как самостоятельный термин вводится в философский и научный обиход, эстетика начинает складываться как самостоятельная область знаний и представлений, как сфера культуры. В настоящее время эстетика является неотъемлемой частью культурной жизни социума, она выполняет ряд важных функций:
- ценностно-ориентирующую,
- воспитательную,
- мировоззренческую,
- гедонистическую,
- коммуникативную,
- познавательную.
Ценностно-ориентирующая и мировоззренческая функции реализуются как на уровне отдельного индивида, так и общества в целом. Эстетика содержит в себе ряд идеалов, ценностей, норм, которые исторически формировались в культурах отдельных обществ и мировой культуре в целом, и определяют ориентацию человека и общества в определении таких категорий как прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное и т.д. Благодаря усвоению этих ценностей происходит эстетическое развитие личности, формирование ее мировоззрения, отношение к себе, к другим людям, к миру.
Из данных функций вытекает воспитательная функция эстетики как средства развития личности, привития ей эстетического вкуса, способности воспринимать прекрасное поднимаясь над действительностью, стремится к соответствию эстетических идеалов.
Гедонистическая функция состоит в удовлетворении потребности в положительных переживаниях, которую способно подарить восприятие искусства, природы и прочих эстетических объектов. Сила воздействия эстетики на психику индивида велика, она способна пробудить в нем крайне сильные переживания от отвращения до катарсиса и экстаза, что позволяет выполнять ей психотерапевтическую функцию.
Коммуникативная функция связана со стремлением личности поделиться своими эстетическими переживаниями с другими людьми, научить их воспринимать и ценить красоту, а также создавать ее.
Познавательная функция эстетики заключается в том, что знакомясь с произведениями искусства, изучая их историю человек также получает информацию о определенных исторических эпохах, событиях, личностях, других культурах, традициях и обычаях народов.
Полифункциональный характер искусства
Хотя эстетика присуща самым разнообразным объектам, наиболее важной ее составляющей являются рукотворные предметы – продукты искусства. Искусство является своеобразной материализацией эстетики, ее принципов, идеалов, теорий, критериев, в видении конкретного лица. Искусство оказывает огромное влияние как на жизнь отдельных людей, так и общества. Ряд функций искусства и эстетики совпадают, например, воспитательная, мировоззренческая, гедонистическая, в то время как другие характерны для искусства, но не присуще эстетике:
- преобразующая,
- компенсаторная,
- художественно-концептуальная,
- предвосхищения,
- информационная.
Преобразующая функция характеризует искусство как деятельность, в ходе которой происходит преобразование окружающего мира, преобразование существующих в нем элементов и создания чего-то нового, на материальном уровне, а также переосмысление и отражение мира на духовном уровне.
Компенсаторная функция связана с выражением творцом собственных переживаний, интеллектуальных и чувственных состояний в собственном творении.
Художественно-концептуальная с обобщением, переосмыслением и отражением видения мира, его проблем, противоречий или, напротив, достижений творцом в своем произведении.
Функция предвосхищения предполагает выражение посредством искусства некоторого прогноза, ожиданий от будущего, которые часто даются в фантастической форме, но не редко задают неявный вектор развития человеческой мысли. Творцы выступают своеобразными первопроходцами, указывающими путь движения общества.
Информационная функция заключается в смысловой нагруженности произведений искусства, тех переживаний или даже прямых посланий, которые содержаться в них и адресованы конечному потребителю.