Понятие позитивизма
Позитивизм – это философское направление, в качестве единственного источника истинного, действительного знания определяющее эмпирическое исследование и отрицающее познавательную ценность философских исследований.
Позитивизм в своем развитии прошел три стадии, сохранив при этом несколько особенностей, позволяющих говорить о нем как о новом направлении философской мысли.
Позитивизм возник в 30-40х годах XIX века во Франции. Родоначальник этого философского течения – Огюст Конт. Идеи Конта были заимствованы и развиты англичанами Гербертом Спенсером и Джоном Стюартом Миллем.
По Конту позитивное это:
- реальное, противостоящее химерическому;
- полезное, противостоящее негодному;
- достоверное, противостоящее сомнительному;
- точное, противостоящее смутному;
- организующее, противостоящее разрушительному.
Представители первой волны позитивизма
Огюст Конт определил закон трех стадий: в соответствии с этим законом, индивидуальный человек, общество и целое человечество в своем развитии неизбежно и последовательно минуют три ступени:
- теологическая – отмечено стремление разума человека к поиску начальных или конечных причин явлений, стремится достичь абсолютное знание. Теологическое мышление проходит три ступени развития: фетишизм, политеизм и монотеизм;
- метафизическая, или абстрактная – стадия, объясняющая внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Метафизика, в отличие от теологии, объясняет явление не сверхъестественными факторами, а сущностями или абстракциями. Метафизическое мышление – критическое, разрушительное, его черты отмечаются и в современном мире;
- позитивная, или реальная, научная стадия – подразумевает действие закона постоянного подчинения воображения наблюдению. На данной ступени ум отбрасывает недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов.
В соответствии с законом трех стадий, все науки и общества так или иначе завершают свое эволюционирование на позитивной стадии. Именно на ней формируется истинная, позитивная наука, цель которой – познать не факты, а законы.
Также Огюст Конт выделил особенности научных методов:
- эмпиризм – чувственный метод – единственный источник достоверного знания;
- позитивизм – исследоваться должны только факты и законы, а не сущности;
- физикализм – ориентировка на естественнонаучную методологию.
Герберт Спенсер считал, что любое знание – это наука. Знание для него – это в первую очередь знание о порядке и закономерной связи явлений.
С точки зрения Спенсера весь мир развивается эволюционно. Любая система – физическая, биологическая или социальная – в начале своего существования проходит некоторую неравновесную фазу. Таким состоянием порождается или разложение, или эволюционный процесс. Эволюция предполагает переход от простого к сложному, в котором изначальное цельное единство сменяет дифференциация. Конечный пункт эволюции – интегрированная устойчивая целостность.
Именно в рассматриваемой области непознаваемого всегда располагается сфера познанного. Спенсер нашел место для религии, чем смог решить вопрос соотношения научного разума с религиозной верой. Он писал, что и в настоящее время и в будущем ум человечества будет занять не только рассмотрение уже известных явлений и их отношениями, но и неизвестными предметами, на которые указывают явления и отношения между ними. Иными словами, если знание не может наполнить всю область сознания, если ум всегда имеет возможность вращаться за пределами того, что превышает значение, то всегда можно найти место для чего-то, носящего характер религии. Это связано с тем, что религия в любом ее проявлении отличается от всего остального тем, что ее предмет – это нечто, лежащее за гранью опыта. В этом представлении Спенсер отошел от взглядов Конта, который считал религию донаучной стадией развития интеллекта человека. Но этим Спенсер обеспечил себе расположение респектабельной публики, которая была готова восхищаться любыми научными достижениями, при условии, что эти достижения не затронут традиционные верования и предрассудки.
Джон Стюарт Милль открыто объявлял себя последователем Огюста Конта, в отличие от Спенсера, который всеми силами стремился подчеркнуть отличие своих взглядов от взглядов Конта. Милль, по сравнению со Спенсером, был значительно более глубоким мыслителем.
Суть учения Милля заключается в следующем: научное знание – это учение о законах и причинах, которые постигаются на основании метода индукции.
Под законами природы Милль подразумевает отдельные регулярные события, единообразие, отмечаемое в процессе исследования единичных фактов. Законы – это результат обобщения подобных фактов и необходимы, чтобы их объяснить и предсказать. Однако, сами законы не являются и не могут считаться знанием. В концепции Милля в конечном итоге, знание – это лишь знание о единичных, конкретных фактах или знание, полученное посредством ряда индуктивных умозаключений. Таким образом, развитие научного знания представляет собой последовательное накопление знаний о единичных и частных фактах. Общие утверждения, которые были получены в результате индукции, несут науке большую пользу, но эта польза – чисто инструментальная: общие утверждения помогают сохранить знание об огромном количестве конкретных фактов. Милль писал, что в науке вывод обязательно должен пройти через промежуточный этап общего предложения, так как науке эти выводы нужны, чтобы использовать их как памятные записи. Узелок, завязанный на память – это яркий пример такого общего утверждения.
Законы могут быть открыты на основании полной индукции.