Идентификация личности – это отчасти осознаваемый процесс уподобления себя иному индивиду или же группе индивидов.
Современный этап развития российского общества и проблема идентификации личности
На современном этапе развития российского социума перед многими исследователями встает ряд вопросов, которые связаны с переосмыслением проблемы личности в условиях коренных социальных изменений.
В частности, актуальным становится вопрос о влиянии особенностей социальных трансформаций постсоветского периода на систему социальной идентификации личности.
Как известно, советский период характеризовался доминированием предписанной гражданской идентичности. Каждому человеку приписывали статус «советский человек». Вопрос о множественности дифференцирующих признаков социальной идентичности фактически игнорировался в силу идеологической программы и утверждения полной «социальной однородности» в стране.
Девальвация прежних идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности» в меняющимся российском обществе. Сегодняшний социокультурный контекст идентификационных процессов характеризуется рядом особенностей, а именно:
- реорганизацией политических и экономических структур;
- инверсией социально-стратификационной системы;
- расширением механизмов социального взаимодействия;
- разнообразием информационных потоков и культурным многообразием фонов взаимодействия внутри культурного общества.
Параллельно с эти происходит глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, политического поведения. Эти факторы позволяют утверждать, что социокультурная среда нестабильна и аморфна, к этой ситуации вынуждены адаптироваться все россияне. В этих условиях социальная идентификация личности приобретает адаптивный характер, который проявляется в структуре идентификационной иерархии и механизмах становления социальной идентичности, которые необходимо исследовать с учетом влияния внешних социокультурных детерминант, а также внутренних индивидуально-личностных факторов.
Проблема идентификации личности сегодня осложняется тем, что российская действительность демонстрирует мозаичность идентификационного пространства и многообразие стратегий осознания личностью самой себя. Также порождается большое количество способов социальной самоидентификации личности.
Из всего вышесказанного следует тот факт, что социальная структура и идентичность являются конструктами, которые детерминируют друг друга. Социальные процессы, связанные с формированием и поддержанием идентичности, определяются существующей социальной структурой. Благодаря идентичности люди вовремя реагируют на имеющуюся социальную структуру и поддерживают ее, своевременно модифицируя.
В качестве базового элемента социальной структуры лучше рассматривать социальный класс, так как целесообразно исследовать идентификацию именно на примере макросоциальных групп.
Макросоциальная группа – это один из ключевых элементов социальной структуры общества, который представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.
Проблема идентификации в условиях переходного общества
Проблема идентификации в условиях переходного общества особенно актуальна для современной России. По мнению В. А. Ядова, Россия сегодня переживает формирование инновационной социальной субъективности. Она выражена в поиске набора идентификаций такого типа, которые обладают способностью быть инструментом социальной ориентации личности в обществе.
Может ли быть классовая идентичность таким элементом в рамках объективной реальности в российском обществе? В условиях новой России существует парадоксальная ситуация. По объективным причинам (низкий уровень дохода, отсутствие дорогостоящего имущества) активно идет процесс формирования новых классов. Но с другой стороны субъективная самоидентификация позволяет социологам регистрировать значительные «перекосы» в процессе идентичности каждой конкретной личности. Например, доход человек очень низкий, но относит он себя к среднему классу, руководствуясь при этом желанием не принадлежать к маргиналам, бомжам, нищим.
Маргинальность – это понятие, введенное в науку американским социологом Р. Парком в 1928 году. Изначально оно обозначало личность, находящуюся на рубеже культур. В социологии маргинальность трактуется как утрата объективной принадлежности к какому-либо сословию, классу, группе. Главный признак маргинальности – разрыв культурных связей с прежней социальной средой.
Такая ситуация никак не способствует повышению уровня распространения классовой идентичности в обществе. Однако социологи отмечают тенденцию, которая косвенно подтверждает предположение, что классовая идентичность в перспективе займет значимое место в системе общей идентичности.
Это предположение подтверждается также и тем, что с 2000 по 2008 год многие исследователи, которые изучают проблему социальной идентичности, отмечают высокий процент респондентов, которые идентифицируют себя с людьми высокого материального достатка.
Такое свидетельство:
- является косвенным (не свидетельствует напрямую о факте идентичности);
- описывает процесс движения от класса к классу как к элементу субъективной реальности в переходном обществе;
- показывает, что доход или достаток нельзя назвать вполне объективным критерием, который раскрывает сущность класса как субъекта общественных многогранных отношений.