Биография Павла Александровича Флоренского
Павел Александрович Флоренский – священник Русской православной церкви, богослов, религиозный поэт и философ.
Родился Павел Александрович 9 января 1882 года в современном Азербайджане. Отец его – Александр Иванович Флоренский – русский, происходящий из духовного звания, но он утратил связь с церковью и религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать – Саломэ Павловна Сапарова – происходила из рода знатных карабахских армян. У семьи Флоренских были поместья в Елизаветпольской губернии.
В 1899 году Павел окончил 2-ую Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет в Московский университет. Там он познакомился с Андреем Белым. Также Флоренский знал Брюсова, Бальмонта, Дм. Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Блока. Его сочинения издавались в журналах «Весы» и «новый путь». Окончив учебу, поступил в Московскую духовную академию после благословления епископа Антония. Во время учебы в академии у него появились идеи сочинения «Столп и утверждение истины», написание которого было завершено к концу учебы.
В 1911 году Павел принял священство. В 1912 году был назначен на должность редактора академического журнала «Богословский вестник».
Флоренский опубликовал ряд анонимных статей, посвященных «делу Бейлиса» - обвинению еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Флоренский верил в эту историю и считал, что даже ничтожно мелкой капли еврейской крови достаточно, чтобы сформировались типично еврейский душевные и телесные черты у последующих поколений, тем самым проявляя расовый антисемитизм.
Революционные события он воспринимал как настоящий апокалипсис, и философски начал склоняться в теократический монархизм. Он сблизился с Василием Розановым и стал его духовником, требуя отречься от всех еретических трудов. На Флоренского делали доносы о создании им монархического кружка.
1916-1925 годы ознаменованы плодотворной работой Флоренского, в этот период опубликовано несколько его трудов:
- «Очерки философского культа»;
- «Иконостас»;
- «Воспоминания» и пр.
Наряду с этим он вернулся к занятиям математикой и физикой, работал в области материаловедения и техники. В 1921 году начал работу в Главэнерго, а в 1924 выпустил в свет большую монографию, посвященную диэлектрикам. Его научную деятельность поддержал Лев Троцкий, посетивший с ревизией институт. Возможно, эта встреча была роковой для Флоренского.
Еще одно направление работы того периода – искусствоведение и музейная работа. Флоренский работал одновременно в Комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой Лавре, работая в должности учетного секретаря, а также написал серию работ, посвященных древнерусскому искусству.
В 1922 году была издана книга «Мнимость в геометрии», в ней он через математические доказательства стремился подтвердить геоцентрическую картину мира, где вокруг Земли вращаются остальные планеты и Солнце, а также опровергал гелиоцентрические представления устройства Солнечной системы.
В 1930 году против Флоренского началась разгромная кампания со статьями в прессе и доносами власти.
26 февраля 1933 года Флоренского арестовали, а 26 июля приговорили к 10 годам заключения. Его выслали в восточно-сибирский лагерь «Свободный», определив на работу в научно-исследовательский отдел управления БАМЛАГа. В заключении он написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем».
Лучшим государственным строем Флоренский полагал тоталитарную диктатуру, которую должен возглавить харизматичный и гениальный лидер.
В 1934 году Флоренского отправили в Соловки в лагерь особого назначения. Там он приступил к работе на Соловецком заводе йодной промышленности, где изучал процесс добычи йода из агар-агара и морских водорослей и смог запатентовать свыше десяти научных открытий.
25 ноября 1937 года особая тройка НКВД Ленинградской области приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. О месте его захоронения до сих пор не известно.
Труды и взгляды Флоренского
«Столп и утверждение истины» - магистерская диссертация для окончания Московской Духовной Академии, предполагающая необходимость снятия противоречий в существовании мирового зла и доминантной идеи благой и разумной воли бога, которая и управляет миром.
Данный труд одобрила церковно-учебная администрация. Произведение воспринималось в качестве значительного литературно-духовного явления, вызвав массу откликов и полемику, в том числе восторженное признание и жесткую критику.
При написании «Столпа» Флоренский использовал массу источников для аргументации своих тезисов, включая как санскритские и древнееврейские, так и современные для его времени труды. Кроме духовной тематики он анализировал физиологию и цветовую символику, а также вопросы антропологии, психологии и даже богословские догматы.
Книгу критиковали именно из-за эклектизма и привлечения источников чуждых по своей сути схоластике доказательного богословия. Философы же бердяевского крыла упрекали Павла Александровича в излишней стилизации православия.
Флоренский выступал против гелиоцентрической системы Коперника, ссылаясь на «Божественную комедию» Данте. Он интерпретировал опыт Майкельсона-Морли в качестве доказательства того, что Земля неподвижна. Опыт Фуко он объявил бездоказательным, а специальную теорию относительности Эйнштейна считал неполной, так как за пределами скорости света, по его мнению, начинается нефизический «тот свет». Интерес к космологии древности – одна из характерных особенностей исторической науки того периода, большое внимание в ней уделялось морфологии пространства-времени первобытных культур, Античности и Средневековья.
Флоренский считал, что имя Божие – есть Сам Бог, вместе с каждой буквой его имени. Помимо того, Флоренский уделял огромное внимание магической природе слов и имен.