Блез Паскаль (1623-1662) – великий французский математик, физик, блестящий психолог, известный литератор, философ и теолог, один из основателей математического анализа и теории вероятностей.
Аксиология Паскаля
Паскаль был одним из первых, кто сформулировал философскую проблему ценностей. Для него нравственные суждения важнее теоретических суждений науки. Истина не познается без оценки. В целостности теоретического и нравственного мышления человека проявляется его величие.
Бесконечность и ценность научного знания – не единственная прерогатива человека. Помимо разума, есть еще один источник жизни, который ему противостоит. Он лежит в наших чувствах и определяет принципы чистого воображения, следствием и мерой которого является удовольствие, а в идеале – человеческое счастье. Познание истины – познание сердцем.
Человек одновременно влюблен в истину и мучим страстью, он знает только бесконечное и любит только конечное и эфемерное. Человек не может выбрать одно, исключая другое. Он не может выбирать, потому что «в нашем мире нет ничего безусловно истинного и, следовательно, все ложно».
Разум и сердце в равной степени ущербны, потому что сердце может принимать как должное лишь несколько вещей, а разум ненадежен. Истинное имя человека – двойственность. Он обречен на борьбу со страстями в моменты примирения с разумом и наоборот.
Разум может быть полезен только в поиске аргументов, подтверждающих истинность религии. Паскаль убежден, что религиозные ценности даже выше нравственных и что иерархия ценностей установлена Богом. Благодаря благодати сердце чувствует, а ум понимает только то, что ему дано чувствовать и понимать. В противном случае человек обречен рассуждать напрасно и бесполезно.
Именно вера в сердце помогает человеку отречься от себя и индивидуальности и преклониться перед Богом, ибо с момента возникновения отвращения к себе нам дается возможность:
- любить Бога,
- чувствовать Бога,
- не доказывать его существование.
Философия Паскаля завершается гармонией сердца, в котором соединяются:
- вера и наука;
- Бог философов с Богом Авраама;
- внутренний конфликт «мыслительной трубки» с преданностью себя Богу.
Размышления Паскаля о «логике сердца» имели особое значение для зарождения нового направления в философии – аксиологии. Говоря об этом, он подчеркивал существование двух типов человеческого суждения; он отделил суждения чувств человека (суждения сердца) от суждений его математического разума. Паскаль был первым, кто использовал термин «ценность» в своих исследованиях. В идее ценности привлекало внимание то, что выполняло в обществе регулирующую функцию, заключающуюся, прежде всего, в формировании единства социальных общностей. Признано, что единство в обществе возникает через признание, принятие его членами обязательных для общества способов (форм) организации отношений между членами этого общества, между человеком и природой, между своим и чужим и т.д., между определенными качествами личности качествами материальной культурной и природной среды. Эти качества жизни воспринимаются людьми как парадигмы, как нормативные, как традиционные, как идеалы, как ценности.
Гносеология Паскаля
Как истинный сын XVII века, Паскаль начал свою философскую деятельность с изучения проблемы метода. Он решил эту проблему, разграничив человеческие способности. Паскаль считал, что все знания содержат утверждения, истинность которых не вызывает у человека сомнения, хотя доказать эту истинность невозможно. Примером таких истин, которые Паскаль называет первыми принципами, является существование пространства, времени, движения, бесконечного ряда чисел.
Сфера действия этих первооснов, а также не менее очевидные и верные утверждения типа «я существую», «я умру», относились к Паскалю с термином «сердце». Именно сердце как вместилище первичных принципов составляет основу всех научных, математических и нравственных знаний. Все научные и математические доказательства фактически начинаются с его «чувств».
При этом у Паскаля непосредственность первоначал строго относительна, опосредована рассуждениями, работой ума, но эта работа совершается незаметно для нас, не проявляется нашими глазами и является результатом многократного повторения известных в опыте связей, просто результат привычки.
Главной проблемой всех научных изысканий Паскаля было чудо и тайна математической и астрономической бесконечности. Космос завораживал Паскаля своей безграничностью и мощью, его глубоко интересовал вопрос: что такое человек в бесконечности? А ответ на это, в свою очередь, определил главную философскую тему Паскаля: величие и ничтожество человека.
Вокруг человека бесконечность, но знание, которое когда-либо будет доступно человечеству, всегда будет конечным. Даже непрекращающийся прогресс человеческого знания не гарантирует, что мы придем к окончательному, абсолютно правильному, полному знанию чего бы то ни было. Только бесконечный разум может постичь бесконечность всего.
Онтология Паскаля
Онтологические идеи Паскаля сосредоточены не только на проблеме Бога, но и на проблеме человека. Но так как человек истолковывается Паскалем агностически, то тот мощный рационализм, который мыслитель демонстрировал в своей научной методологии, по существу вообще не распространяется на понимание и истолкование человека. Паскаль считал, что человек – это «химера», «диковинка», «монстр», «хаос», «сгусток противоречий».
В онтологии Паскаля решающую роль играет понятие Бога как совершенно непостижимого Абсолюта. Если мы считаем, что бесконечная бездна может быть заполнена только чем-то бесконечным и неизменным, т.е. Богом, чьё присутствие запечатлено во всякой конечной вещи, то эту позицию автора можно интерпретировать как позицию мистического пантеизма. Здесь в Паскале мы видим предшественника Мальбранша с его учением видеть все вещи в Боге.
Сформулированная им позиция оккавализма, отрицавшего постоянство и объективность закономерностей, видна в некоторых местах «Мыслей», когда ее автор указывает, например, что из постоянной связи явлений и событий в природе мы заключаем, что имеем неприкосновенную неотъемлемую часть закона, забывая, что природа нас иногда обманывает и «не подчиняется своим собственным правилам».
Паскаль выступает против деизма, преуменьшающего роль Бога не только в мире природы, но и в мире людей. На самом деле для Паскаля деизм ничем не отличался от атеизма. Он считал, что они одновременно чужды и враждебны христианской религии. Паскаль был убежден, что человеку нужен только «живой Бог» – Бог христианской религии. Философ-монах считал, что этот личный, постоянно творческий Бог не находится в непримиримом противоречии с мистико-пантеистическим Богом онтологии Паскаля.
Согласно Паскалю, любовь к Богу обязательно должна идти рука об руку с ненавистью к себе. Все тайны познания и вообще человеческой жизни, по Паскалю, разрешаются только обращением к догматам христианства, особенно к легенде о первородном грехе и Христовом искуплении.