Понятие нравственного сознания
Нравственное сознание имеет ценностный характер, то есть любая моральная норма и совершаемые на ее основании действия, соотносятся с некоторой абсолютной системой координат – благом, добром и справедливостью, они оцениваются на основании того, насколько они близки совершенству.
Мораль – это не только система представлений об абсолютном благе. Моральное сознание заставляет человека стремится к достижению блага, а значит, моральное сознание характеризуется долженствовательным моментом, оно может предписывать или запрещать.
Моральные санкции не проявляются внешним насилием.
Право и обычаи
Обычай – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в связи с многократным повторением вошли в привычку.
Обычаям отводится важная роль при регулировании поведения любого человека на ранних ступенях общественного развития, а у отдельных народов такая ситуация отмечается и сейчас. В обычаях отражены не только общие моральные и духовные ценности народа, но также и пережитки прошлого, предрассудки, а также национальная, расовая и религиозная нетерпимость.
Обычаи, как и правовые нормы, являются определенными правилами поведения. Обычаи, как и право, являются социальным регулятором. Обычаи и правовые предписания призваны упорядочивать поведение людей и их объединений, скорректировать его.
Часть обычаев поддерживается государством и превращается в правовые, например, обычаи делового оборота, обычаи морских портов и пр.
Совокупность правовых обычаев – обычное право. Правовой обычай – один из формальных источников права, а представители исторических школ права считали, что право заключено именно в обычаях, а не в государственном законодательстве.
Отличия обычаев и правовых предписаний можно свести к следующим положениям:
- обычаи не могут быть кем-то целенаправленно установлены, а правовые нормы устанавливаются официально и целенаправленно деятельностью соответствующих государственных органов;
- обычаи нигде не закреплены, а правовые нормы закреплены в документах, записаны и четко зафиксированы. Нормы правовых обычаев не закреплены нормативными актами, но на соответствующий правовой обычай обязательно должна делаться официальная ссылка;
- нарушение не правовых обычаев влечет за собой только общественной осуждение. Нарушение правовых норм, включая правовые обычаи, влечет за собой государственное принуждение.
Право и мораль
Считается, что право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают государственную волю, устанавливающуюся и обеспечиваемую государством и направленные на регулирование общественных отношений.
Мораль – это систем исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок и убеждений, которые выражаются человеческими поступками, регулирующими их действия с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, честного и бесчестного, поощрения и порицания, благородства, совести, порядочности и прочих аналогичных критериев нравственности. С этой позиции дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий.
Универсальными категориями морали являются добро и зло, посредством которых оцениваются и иные моральные понятия: честь, совесть и порядочность.
Соотношение права и морали крайне сложное, в связи с чем его анализ предполагает анализ четырех его составляющих:
- единство;
- взаимодействие;
- различие;
- противоречие.
Право и религия
Религия – это форма общественного сознания, базирующаяся на вере в нечто священное. Система духовных представлений и норм поведения, которые им соответствуют, направлена на объяснение главных вопросов человеческого бытия, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.
К особенностям религии относят:
- сакральность ее характера – наделение некоторых предметов, существ и институтов святостью;
- универсальность – регулятор общественных отношений, а также способ постижения целостной картины мира и формирования определенного мировоззрения.
Религиозные нормы – это один из типов социальных норм, устанавливающих поведенческую модель, базирующуюся на вере в Бога, а также направленную на регулирование внешней и внутренней стороны человеческой жизни.
Влияние религии на право
Религия оказывает влияние на право в нескольких формах. Так, на первом месте стоит идейно-моральное влияние, при котором религиозным нормам отводится существенная роль в процессе формирования правовой культуры и правового поведения. Религия объявляет грехом любое нарушение не только религиозных норм, но также и правовых, чем способствует более строгому их соблюдению. Например, в любой религии осуждаются преступления.
Реализация религиозных правовых норм в процессе регулировки отношений между верующими и светской властью является предметом регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать. Например, законодательство занимается охраной многих священных религиозных ценностей: семьи, детства, собственности, свободы, оплачиваемого труда, равенства людей и пр.
Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны. Опосредованное воздействие религиозных норм на право, имеющее место в процессе правотворчества и правоприменения.
Например, каноны христианства выступают как первооснова принципов семейного права в европейских странах. Принцип недопустимости двойной ответственности за совершение одного и того же правонарушения позаимствовали из канонического права, нормой которого является то, что Бог дважды не наказывает за одно и то же преступление – базировалась на трактовке принципов наказаний, закрепленных в Ветхом Завете.