Эпоха Нового времени
Новое время – это период, в который были совершены буржуазные революции и Великие географические открытия, шло формирование принципиально нового типа государственного уклада и права, происходило бурное развитие науки, которая была поставлена на службу практики.
Все вышеназванные процессы непосредственно связаны с рационализацией многих сторон жизни общества – экономики, государственного строительства, культуры и науки. Философия того времени продолжала обособляться от религии, и видела основную свою задачу следующим образом – определить методологию научного познания. К важнейшим представителям философии Нового времени относят Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Баруха Спинозу, Джона Локка, Готфрида Лейбница. К спектру основных проблем, рассматриваемых философией этого периода является теория познания, или учение о методах познания, учение о бытии, то есть онтология и социальные теории, то есть учение о государстве и праве.
Развитие науки Нового времени
Развитие науки Нового времени, как и иные общественные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением церковного влияния, вызвали формирование новой философской ориентации. В Средневековье она плотно взаимодействовала с богословием, а в эпоху Возрождения – с отраслями искусства и гуманитарного знания, а сегодня она ориентирована на науку. Перед философией встала задача обобщить естественнонаучные открытия в целостную картину мира и разработать теорию познания.
Новым временем было ознаменовано возникновение науки как отдельной отрасли: началась подготовка ученых в университетах и их профессионализация, выделение научных институтов, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность применять достижения науки на практике и становление социального престижа ученого – всем этим было обеспечено быстрое наращивание потенциала науки.
Наука Нового времени с начала своего формирования ориентировалась на активное разгадывание природных тайн и на практическое применение ее результатов. Наука должна нести общественную пользу, а не только заниматься прославлением мудрости творца, считали мыслители Нового времени.
Основными отличительными чертами Нового времени выступают падение авторитета церкви и рост научного авторитета.
В этот период были заложены основы научного естествознания. Первым обратил внимание на разработку методологии науки Галилей. Ньютоном была создана классическая механика. Выдающиеся мыслители XVII в. – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. – избавили философию от схоластики. Основа философского познания теперь – не слепая вера, а разум, базирующийся на логике и фактах. Общественная мысли стала все менее зависеть от религии. Христианская религия осталась наиболее значимым фактором духовной жизни общества, но ее безраздельное владычество над всей культурой закончилось. Европейская культура превратилась в светскую культуру. Религия в ней существует в качестве одной из областей культуры, не господствующей над всеми остальными областями, а сосуществует рядом с ним.
Стоит уточнить ряд основных черт науки Нового времени:
- во-первых, наука Нового времени базируется на опыте и эксперименте;
- во-вторых, науку невозможно отделить от математики, так как именно в ней выражаются закономерные связи в природе посредством чисел;
- в-третьих, наука ориентируется на практическую пользу. Именно наука Нового времени превращается в производительную силу общества, так как через инженерную деятельность ее открытия можно целенаправленно внедрить в производство. А постепенно она превращается в движущую силу обновления военной техники.
Безусловно, в таких новых условиях большая часть философов уже основывается на самостоятельности разума относительно веры, а науки относительно религии. Их интересы сместились в область теории познания, логики и методологии науки. Однако в решении данной задачи философия Нового времени с самого начала пошла двумя путями – эмпиризм и рационализм.
Сторонники эмпиризма, к которым можно отнести Бэкона, Гоббса, Локка и др., утверждали, что основной источник достоверного знания о мире – это ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали полностью опираться на данные опыта и практики человека.
Сторонники рационализма, напротив, считали основным источником достоверного знания новое знание. Такими учеными были Лейбниц, Декарт, Спиноза и др. Основатель рационализма – Декарт, именно ему принадлежит выражение «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем следует полагаться не на слепую веру, а на достоверные выводы, и ничто не следует принимать за окончательную истину.
Большой интерес философами Нового времени уделялся социально-политическим проблемам. Они не только стремились объяснить суть познания и бытия, роль человека в этом мире, но и занимались поиском причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты по оптимизации реально существующего государства. В области социальной философии началось формирование учение о двух стадиях общественного развития – естественного состояния и гражданского общества. Также Локком и Гоббсом была разработана теория общественного договора.
Нет сомнения, что мировоззренческие взгляды того периода формировались под непосредственным влиянием естествознания, рассматриваемого как результат свободного рационального исследования природы. В возможность свободного исследования верили, на нем основывались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и философии, которая была с ним неразрывно связана, свидетельствуют о том, что узловой момент эпохи – это стремление к познанию закономерностей объективного материального мира для создания логических законов и категорий, которыми объясняется строение и функции живой и неживой природы. Данным механизмом во многом было предопределено теоретико-мировоззренческое основание и установки первых социологов, что можно утверждать на основании истории становления и развития социологии, как самостоятельной области знаний.