Научное познание – деятельность по получению объективно нового, истинного знания, которое направлено на представление закономерных процессов действительного мира.
Наука является творческой деятельностью, результатом этой деятельности выступает единство знаний, которые приводятся в совокупную систему при помощи определенных правил.
Вместе с другими формами знаний, наука выступает в качестве социально-исторической деятельности, а не только как «чистое знание». В ее задачи входит множество функций, поскольку является своеобразной формой общественного сознания.
Ключевые моменты научного знания, которые отличают его от ненаучного
- Фундаментальная задача – обнаружить объективные законы реальности и систематизировать их.
- Цель научного познания – объективная истина
- К объектам научного знания относятся не сами предметы, а их идеализированное подобие.
- Логическое следование знаний друг из друга.
- Научное знание стремиться к строгой доказательности, обоснованности и достоверности.
- Научное знание использует научный метод исследования и предъявляет строгие нормы к методу познания.
- Научное знание имеет возможность контролировать процесс получения знаний, с возможностью его повторения
- Научное познание имеет однозначный описательный язык
- Для научного познания характерна опытная проверка, верификация.
- В научном познании нет противоречивости его элементов в системе.
Структура научного знания
- Субъект научного знания (сообщество ученых, группа, один человек, все человечество).
- Объект, предмет научного знания.
- Методы познания, с помощью которых объясняется специфика науки и предмета познания.
- Средства познания
- Характерный язык
- Развитие научного знания:
- Собирается достоверные факты, которые берутся в эмпирических наблюдениях
- Первоначально обобщаются совокупность фактов, создаются гипотезы и теории
- Формируется научная теория, в которую входит какая-либо система закономерностей, с описанием определенных явлений действительности.
- Формирование научной картины мира, объективного представления о реальности, в ней сводятся самые важные теории в конкретный исторический период.
Специфические черты научного познания
В отличие от обыденного познания, научное знание дает возможность для сверхдальнего прогнозирования практики, с выходом за рамки имеющихся норм и понятий обыденного опыта. Таким образом, наука работает с особыми объектами реальности, которые не сводятся к объектам обыденного опыта.
Обыденное познание фиксирует лишь такие объекты действительности, которые преобразуются в имеющихся исторических возможностях, видах практики, наука же имеет возможность познавать такие моменты действительности, которые становятся или смогут стать предметом освоения в практическом процессе в будущем. Для науки свойственно выходить за границы предметных структур имеющихся возможностей, видов и способов освоения реальности в практическом процессе, открывая людям все новую предметную действительность.
Такая специфика предметов науки не позволяет обыденному познанию их осваивать. Не смотря на то, что наука прибегает к использованию естественного языка, она не делает его ключевым в своей деятельности, так как обыденный язык имеет особенность описывать и предвидеть объекты, которые вплетены в конкретную практическую деятельность людей, наука стремиться выйти за границы данной деятельности. К тому же в понятиях обыденного языка имеются нечеткие и многозадачные смыслы и значения, который уточняется только в каком-либо контексте в процессе общения через конкретный опыт. Наука не может основываться на такую специфическую обыденность. Она наиболее четко фиксирует свои понятия.
К специфическим способам обоснования истины в научном познании относятся эмпирический контроль за полученным знанием, с выводимости одних знаний из других.