Материя – это реальное объективное бытие мира во времени, пространстве, движении и развитии, при возможности его познания человеком.
Развитие представлений о материи как о субстанции
Вопрос о субстанции является одним из наиболее древних и центральных вопросов философии.
Субстанция – это единое и единственное начало, первопричина мира, которая проявляет себя через бытие, которое в свою очередь во всем своем многообразии полностью к ней сводимо.
Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда первые древнегреческие мыслители осознали необходимость критического подхода к мифологическому знанию, и попытались создать собственную мировоззренческую точку зрения, в центре которой находилась онтологическая проблематика, т.е. представления о том, как появился мир, что лежит в его основе, какие законы управляют всеми процессами которые в этом мире происходят и т.д. Именно тогда материя впервые была осмыслена в качестве субстанциональной основы мира, и потом на протяжении веков взгляды на материю существенно менялись и совершенствовались, сообразно с развитием научного знания.
Всего можно выделить четыре этапа развития представлений о материи в европейской философии:
- наглядно-чувственный,
- вещественно-субстратный,
- философско-гносеологический,
- философско-субстанционально-аксиологический.
Натурфилософы в поисках первоосновы мира обращались к данным своего чувственного опыта и представляли в качестве субстанции различные стихии. Так основатель милетской школы – Фалес полагал, что все явления мира, как материальные, так и сверхъестественные можно свести к «влажной природе», т.е. воде. Мир представляет собой бесконечный океан из которого вышло все, что только есть в нем, а земля не утопает в нем, поскольку покоится на поверхности воды, подобно древесине – обладая спокойствием и устойчивостью.
Ученики Фалеса – Анаксимандр и Анаксимен развивали свое видение материальной субстанции. Так Анаксимен полагал, что все произошло из воздуха, который разряжаясь способен становится огнем, а сгущаясь ветром. Анаксимандр ввел новый, умозрительный элемент – апейрон, который должен был быть бесконечным, материальным и движущимся, чтобы обеспечить постоянное изменение в мире.
Наиболее совершенными являлись взгляды Гераклита, который полагал в качестве субстанции огонь. Однако субстанциональный огонь, не являлся огнем как таковым, а выступал скорее принципом, обеспечивающим динамичный, движущийся характер природы и постоянную трансмутацию ее веществ, а с другой стороны циклическую логику развития мира, который то затухает, то разгорается подобно костру.
В античный период были заложены и основы вещественно-субстратного этапа представлений о материи. В частности, Демокрит развивал представление о том, что мир состоит из бесконечного числа бесконечно малых, но неделимых частичек материи – атомов. Атомы отличаются друг от друга по размерам, форме и свойствам, а объединяясь между собой в сложные структуры они образуют все многообразие существующего мира. Особые атомы составляют человеческую душу, они же одухотворяют и всю природу в целом.
Позднее его взгляды получили развитие в трудах французских материалистов восемнадцатого века. Они также придерживались атомистического взгляда на сущность материи, при этом приписывали ей такие основные атрибуты как движение, а также существование во времени и пространстве.
Представления о материи в марксистской философии
В рамках первых двух этапов понятие материи как субстанции тесно связывалось с ее конкретным носителем – стихией, атомом, частицей. Однако подобный подход под напором научных знаний уже в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века стал недостаточным для объяснения новых научных феноменов, например, таких как электромагнитное поле. Материи требовалось новое философское осмысление, и оно было дано в рамках марксистской философии.
В диалектическом материализме материя понимается в первую очередь как философская категория, которая охватывает все проявления окружающего мира, которые могут быть зафиксированы и познаны человеком. В данном понимании большой упор делается именно на гносеологическом аспекте материи, однако его главным достоинством является введение принципа материального единства мира. Весь мир и все явления, происходящие в нем рассматриваются в марксистской философии как формы материи, ее движения, а также свойства материальных форм.
Материя не привязана к конкретному носителю – и атом и волна, и элементарные частицы, в равной степени являются материей, а такие, традиционно идеальные понятие, как сознание или общество, есть свойства материи и следствие исторического развития материальных форм. Именно на базе марксистской философии удалось создать непротиворечивую монистическую субстанциональную концепцию.
Вместе с тем, философско-гносеологическое определение материи не могло долго удовлетворять нуждам как философов, так и ученых, в виду опущения значительных свойств самой материи, что привело к развитию философско-субстанционально-аксиологического подхода, в рамках которого материя рассматривается с позиции ее ценности как субстанциональной основы мира, обладающей свойствами движения, пространства, времени, развития и доступной для познания человека.
Атрибуты материи
Центральным атрибутом материи является движение, которое охватывает любое изменение в материи, как механическое перемещение тела в пространстве, так и сложные психические процессы, например, мышление.
Движение включает в себя также понятие развития, которое является направленных движением, приводящим к появлению новых свойств материи. Движение включает в себя и понятие покоя, которое представляет собой динамическое равновесие движущих сил в конкретном материальном теле. Покой всегда относителен и является временным состоянием, в то время как движение бесконечно и вечно.
Существование движения невозможно без таких атрибутов материи как пространство и время:
- Пространство – это форма бытия материи, отражающая ее структурное строение, форма взаимодействия элементов материи.
- Время – это форма существования материи описывающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов и систем.