Деятели русской философии периода средневековья
Для такого масштабного явления как русская философия, равно как и любая другая система национальной философии, невозможно выделить единую личность в отношении которой можно было бы применить термин «основоположник». Рассматривая специфику зарождения русской философии также сложно определиться не только с персоналиями, но и с самим периодом ее становления.
Ряд авторов-исследователей русской философской мысли выделяют в качестве такого момента средневековую Русь десятого-семнадцатого веков. Философская традиция проникает в Древнюю Русь в рамках религиозной традиции вместе с христианством из Византии. Помимо собственно христианских сочинений, русские элиты получают доступ и к обширному классическому наследию античных авторов. И все же религиозная мысль доминирует определяя и формы, и содержание философских сочинений, ориентируя их на проблемы постижения бога, соблюдения религиозных образцов морали и нравственности в повседневной жизни и государственном управлении.
В качестве наиболее ранних сочинений можно выделить «Слово о законе и благодати» написанное митрополитом Илларионом. Центральной темой произведение выступает размышление об историческом пути русского народа, его роли в мире и в сосуществовании с другими народами и государствами. Отрицая идею существования богоизбранного народа и подчеркивая равенство всех народов в лоне христианства, Илларион все же выделяет особую миссию русских.
Значимым источником древней мысли выступает «Поучение» Владимира Мономаха. Сочинение в значительной степени посвящено вопросам нравственности и нравственного идеала личности, от простого пахаря до князя, правителя земель, и их взаимоотношений как между собой, так и со своей непосредственной деятельностью. Мономах подчеркивает неповторимость каждого человека, и необходимость оценивать его не по словам или роду, а по его делам, по степени следования нравственным идеалам христианства.
Наиболее поздним памятником данного периода можно обозначить переписку Андрея Курбского и Ивана IV. Опасаясь гнева царя Курбский бежал в Литву, после чего начал полемику с Грозным относительно его политики и методов правления. Оба оппонента отражают в своих письмах различные философские позиции и убеждения, соответствующие складывающемуся европейскому и традиционному русскому мировоззрению.
Представители русской философии эпохи Просвещения
Многие исследователи, однако не рассматривают средневековый период в качестве самостоятельного этапа развития русской философии, позиционируя его как этап накопления духовных сил. Под это же определение попадает и деятельность основных мыслителей эпохи Просвещения, предлагавших концепции переосмысления и адаптации к российской действительности передовой зарубежной философской мысли. Главными фигурами этого периода выступают:
- Ф. Прокопович,
- В. Татищев,
- А. Кантемир,
- А. Н. Радищев,
- М. Ю. Ломоносов.
Значительная роль в организации и деятельности «Ученой дружины» принадлежит Феофану Прокоповичу, который будучи богословом, разрабатывает концепцию деизма, признавая необходимость изучения мира и его законов, как необходимого пути постижения бога, так как мир является его творением и отражением. Прокопович вводит понятие «общественной пользы» суть которого сводится к тому, что человек и социальные институты существуют не сами по себе, а в силу их необходимости для общества и должны положить свою деятельность на преумножение общественного блага. Данный принцип в частности был положен в основу подчинения церкви государству, в качестве одного из его министерств и инструментов.
Философские воззрения Ломоносова лежат в рамках гносеологической проблематики. Ломоносов признавая деизм, утверждает материалистичность бытия и необходимость его изучения средствами науки, для овладения и управления природой. Ломоносов формулирует ряд важных физических законов (сохранения вещества и движения), разрабатывает корпускулярную теорию строения мира, определяет существенные свойства объектов.
Радищев в своих работах затрагивает в большей степени социальную проблематику, обвиняя Россию в отсталости и остро критикую самодержавие, за что отправляется в ссылку. Уже в Сибири он пишет фундаментальный труд «О человеке, его смертности и бессмертии» в котором рассматривает проблемы онтологии с материалистической точки зрения, а также проблемы гносеологии, но уже с точки зрения идеализма и рационализма.
Рождение русской философской мысли в XIX столетии
Согласно наиболее традиционной точке зрения русская философия как таковая возникает лишь в девятнадцатом веке в рамках полемики о судьбах страны в рамках мирового исторического процесса между представителями двух точек зрения:
- западников,
- славянофилов.
Отсчет полемики принято начинать с публикации «Философского письма» Чаадаева, в котором он рассматривает отечество как страну, находящуюся на обочине истории, в стороне от главных движущих сил прогресса. Вслед за Чаадаевым с критикой российской действительности выступает целая плеяда мыслителей, которых принято объединять в единое движение западников. Их основные тезисы связаны с тем, что России следует усилить ориентацию на европейские ценности и образ жизни, модернизировать собственное политическое, социальное, духовное устройство, чтобы не остаться в проигрыше. При этом различные философы предлагают перенимать с запада совершенно различные идеи, от умеренно-либеральных, до социалистических и даже революционно-демократических.
Движение славянофилов возникает главным образом как естественная реакция на острую критику отечества, его культуры, духовной жизни и устоев. Разделяя мнение западников о необходимости ликвидации крепостного права, и даже проведении некоторых реформ, славянофилы все же настаивают на существование своего, особенного пути русской цивилизации, неприемлемости для нее западных ценностей и образцов мышления, особой миссии русского народа, которая виделась им главным образом в мифическо-религиозной сфере.