Сфера материального производства
Сфера материального производства детально была проанализирована в рамках марксизма. Маркс рассматривал исторический процесс как непрерывное взаимодействие общества с природой. Как он указывает в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», «физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой». Социально-философские воззрения Маркса, и в частности его концепция материального производства, в концентрированной форме выражены им в предисловии к одному из ключевых трудов «К критике политической экономии». Представим его и проинтерпретируем.
Маркс указывает, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил».
Люди, преобразуя природу в ходе сознательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей за счет создания из природных ресурсов необходимых благ, вступают в особый вид устойчивого взаимодействия – производственные отношения. Характер таких отношений на каждой ступени исторического развития определяется уровнем развития производительных сил, к которым относятся люди, непосредственно занятые производственной деятельностью (трудом), и средства производства, включающие все предметы, созданные людьми и используемые для производства благ (инструменты, станки, оборудование и т.д.).
Роль материального производства в жизни общества
Если следовать его теории, то именно сфера материального производства, а сели сказать проще, экономика, выступает субстанцией, то есть первоосновой всей общественной жизни. Структуру общества, по Марксу можно представить следующим образом:
- материальное производство как базис общественной жизни
- юридическая и политическая надстройка, которая детерминируется способом материалнього производства.
Маркс однозначно формулирует свой ответ на основной вопрос философии в разрезе своего учения об обществе, утверждая примат бытия людей, то есть материальных условий их существования над их сознанием. Другими словами, сознание людей, их мировосприятие, отношение к жизни определяется теми условиями жизни, в которых они находятся. Однако, это не означает, что Маркс принижает духовную жизнь общества. Скорее, он вполне справедливо подмечает, что мысли, идеи, художественные образы, верования, представления, моральные нормы, из которых и складывается духовная жизнь общества, формируются в ходе совместной деятельности людей, направленной в конечном счете, на удовлетворение потребностей и формирование максимально комфортной среды существования. При этом, уровень развития этой среды является разным как на отдельных этапах исторического развития, так и в отдельных странах. Ясно, что мировоззрение средневекового человека будет отличаться от мировоззрения среднестатистического представителя эпохи Нового времени.
Необходимо учитывать, что представленная концепция наиболее релевантна для того типа общества, в котором жил К. Маркс – индустриального.
Материальное производство в постиндустриальных обществах
Сфера материального производства играет важную роль в жизни любого общества, однако абсолютизировать ее роль в обществах 21 века, наиболее технологически развитые из которых вступили или вступают в постиндустриальную фазу развития, значит не учитывать специфики постсовременных социальных систем, а именно возрастания роли сферы услуг и цифровых технологий. Если материальное производство можно рассматривать в качестве базиса индустриального общества, то в постиндустриальном оно начинает уступать по значимости сетевым информационным технологиям. Большинство физических операций на производствах выполняются машинами, выступающими элементами автоматизированных интегрированных систем, управляемыми операторами и наладчиками.