Понятие патристики
Патристика – это учение «отцов церкви», то есть первых христианских мыслителей II-VIII веков. Она характеризуется ориентированием на мистику и недоверием к разуму. Патристику отличает критическое отношение к античному наследию, но по сути своей – это христиански переосмысленный неоплатонизм.
Роль патристики в обществе позволяет разделить ее на два типа:
- апологетика – преобладала на Западе;
- систематика – преобладала на Востоке.
Апологетами были христианские мыслители II столетия, которые в своих трудах обращались к правителям и образованным людям с целью защиты христианского учения, которые в первые века своего существования испытывало нападки язычников и еретиков. Многие из них противились любым проявлениям эллинистической культуры, так как считали ее безнравственной и языческой. К таким противникам относят и наиболее известного мыслителя того периода – Квинта Септимия Тертуллиана. Стремясь защитить христианскую церковь от римских властей и еретических искажений, он настаивал на том, что невозможно сопоставлять философию с религиозной верой, противопоставлял божественному откровению разум, христианскую веру и античную науку. Самостоятельные поиски истины человеческим разумом стали лишними, так как существует Библия. Известный принцип Тертуллиана «верую потому, что абсурдно» базируется на понимании веры в качестве высшей силы и подготавливает почву для подчинения философии теологии.
Несмотря на это, данная позиция сменяется другой: усмотрение единства христианства и философии, где христианство считается завершением эллинистической философии. Данная точка зрения поддерживалась философами Александрийской богословской школы, например, Титом Флавием Климентом и Оригеном. Базируясь на таком взгляде на философию и религию, они могли не просто защитить христианство от язычества, но и обратить язычников в христианскую веру.
Систематики – это первые христианские мыслители, которые предпринимали попытки систематизации христианских воззрений, что было невозможно осуществить без использования античного философского наследия. Такая работа была проделана в IV веке каподдакийскими «отцами церкви» - Василием Великим, Григорием Нисским и др.
Основные проблемы патристики
При подробном изучении патристики, можно выделить ряд проблем данного направления:
Первая проблема - соотношение веры с разумом. В общекультурном плане данная проблема может быть рассмотрена в качестве проблемы отношения к языческому наследию. Решение данной проблемы заключается в следующем:
- апологеты проявляли негативное отношение к античному философскому наследию, а, значит, и к разуму. Например, представителем этой позиции считают Тертуллиана. Он говорил, что философия и разум излишни там, где есть вера. Верить можно только в чудо, из-за чего философию и Евангелие невозможно совместить.
- представители катехизисной школы, Климент Александрийский и Оригена, считали, что вера и разум могут пребывать в гармонии, в том случае, если разум будет подчинен вере. В этом мнении можно найти первоисточник концепции: философия – это служанка богословия.
- Аврелий Августин Блаженный – один из представителей неоплатонической школы, считал христианство платонизмом, ставшим философией для народа и для всего общества. В связи с этим, между разумом и верой отсутствуют противоречия, так как там есть место для разума, а где разум – там место веры.
Вторая проблема – доказательство бытия Бога.
Августин стремился решить данную проблему посредством платонических воззрений: если в мире есть истинная красота, то должен быть и идеал этой красоты, то есть Бог. Если в мире есть совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, то есть Бог. Если есть в мире творение, то должен быть и творец – Бог.
Третья проблема – теодицея, или оправдание Бога. Данную проблему связывают с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой бога и страданиями и злом человеческого мира. Виновен ли Бог в том, что есть зло, в страданиях человека?
Данная проблема, по мнению Августина, связана с трактовкой человека. По антропологической концепции Августина, человеческая душа троична: она включает разум, память и волю. Главный фактор нравственного поведения человека – это свободная воля. Августину удалось решить не решенную Сократом проблему – он выяснил почему человек, зная, что такое «хорошо» и «плохо», не всегда поступает хорошо. Он предположил, что свободная воля, предполагающая свободу выбора между добром и злом. В мире существует зло, так как человек со свободной волей, не всегда способен выбирать добро. Августин рассматривал зло как нехватку добра.
Августин считал всю историю человечества противоборством добра и зла. Когда-нибудь добро победит и случится переход Града Земного, где все любят только себя, к Граду Небесному, где вместе с любовью к ближнему, царит и любовь к Богу.
Схоластика изначально представляла собой курс наук, которые преподавались в школах, основанных во времена каролингского Возрождения, при Карле Великом. К ним относят относят грамматику, логику, арифметику, риторику, астрономию и пр. Схоластика, в качестве второго этапа средневековой философии, представлена систематизированной религиозной философией, с элементами формальной логики и преподаваемой в университетах.
Этапы схоластики:
IX-XIII века – становление – развитие схоластики без систематизации идей Аристотеля;
XIII век – расцвет – создание систематического учения на основании религиозной философии и философии Аристотеля. Данный период ознаменован:
- возникновением ориентации на разумное, то есть рациональное доказательство;
- философию связывают с деятельностью университетов;
- основной методологический принцип философствования отдается рационально-логическому доказательству, что дало возможность проникнуть светскому началу в философию.
XIV-XV века – кризис, вызванный бурным развитием гуманистических идей.