Ф. Ницше – это наиболее известный и противоречивый философ XIX столетия, которого одновременно рассматривают и как предтечу экзистенциальной и постмодернистской философии, и как человека, чьи труды были положены в базу нацистской пропаганды третьего Рейха.
Специфика философского подхода Ницше
Фридрих Ницше родился в 1844 году в глубоко религиозной семье и получил хорошее воспитание и образование. Первоначально Ницше совершенно не планировал становится философом, он окончил филологическое отделение университета, уделял много внимания музыке, интересовался естественными науками. Хотя Ницше так и не написал кандидатскую диссертацию по филологии, уже в 24 года он стал профессором филологии и вел преподавательскую деятельность.
Большой отпечаток на мировоззрение Ницше отложила франко-прусская война 1870 года, на которую он отправился добровольцем в качестве санитара. В период войны Ницше близко знакомится с оборотной стороной человеческого общества, видит всю ту боль и грязь реальности боевых действий, которые прикрываются в средствах информации и искусстве флером романтики и героизма, сам оказывается на волосок от гибели.
Через несколько лет после окончания войны Ницше уходит из преподавательской деятельности и отдает себя литературному творчеству, которое единственное и имеет для него смысл. И уже скоро сначала германское, а затем и общеевропейское сообщество признает в нем необычного, дерзкого, но крайне притягательного философа-мыслителя, выходящего за рамки привычной философии и даже сознательно разрушающего их.
Для Ницше не характерны классические философские трактаты, он отвергает их со всей возможной решительностью, главным способом выражения мысли для него выступает метафорам, а из всех форм он отдает предпочтение двум:
- афоризму,
- стихотворению.
Афоризм есть способ толкования мира, не описания и объяснения, попытки выстроить целостную картину окружающего, а точного фиксирования единичных фактов, проявлений которые доступны единичному наблюдателю, во всей полноте их непосредственных связей. Стихотворение же есть способ оценки, создания иерархии ценностей бытия, за счет способности охватить в творческом порыве бытие как единство, как бесконечное многообразие форм, существующих в единой сущности, без ее искусственного расчленения. В своей философии Ницше превозносит идеал архаичного мыслителя – досократика, который не пытается составить общепринятую картину реальности, а рельефно толкует и оценивает ее исходя из собственного видения.
Философию Ницше нельзя рассматривать с какой-либо одной точки зрения, так как она с одной стороны фрагментарна и одно выражение может противоречить другому (например, известная метафора «Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку» исходя из которой многие исследователи говорят о Ницше как о противнике равенства полов, вступает в противоречие с его же высказыванием о том, что «величайшее в великих - это материнское. Отец- всегда только случайность»), а с другой многогранна и существует одновременно во многих измерениях.
Среди основных понятий философии Ницше, позволяющих раскрыть его подход к пониманию мира, человека и самой философии можно выделить следующие:
- метафизический нигилизм,
- воля к власти.
Нигилизм как направление философии Ницше
Широко распространенным как в философии, так и среди общественных движений является негативный нигилизм, хорошо известный по классической русской литературе или философии Шопенгауэра. Особенности негативного нигилизма в том, что отрицая общепринятые авторитеты, мораль, нравственность, законы, религию и иных «идолов», он страстно ищет себе замену – иные идеалы и иллюзии, которым мог бы поклоняться и находит их в науке, причем в самом вульгарном ее варианте, когда любой научный или же псевдонаучный факт воспринимается безусловно и некритически, постулируется как единственная истина и необходимость.
Ницше решительно отвергает и высмеивает подобный подход приравнивая его к юношескому максимализму. В своем нигилизме он стремится достичь полного, глубочайшего отрицания, когда отвергаются не только нормы, ценности и цели, устанавливаемые обществом и государством, но само представление о том, что эти идеи и идеалы должны существовать или быть установлены кем-либо. Принятие подобного образа мысли приводит к метафорическому превращению нигилизма из идеологии отрицания и поражения воли в пустом и бессмысленном мире, к ощущению полноты и ценности жизни, в мире неограниченной свободы, свободы в абсолютном, античном ее понимании.
Нигилизм Ницше строится на отвержении попыток человечества упорядочить и уложить мир в логически обоснованную систему объяснений, систему целей и ценностей. Этому стремлению Ницше противопоставляет понимание мира как хаотической и необъяснимой структуры, любая попытка объяснения которой, включая науку, не более чем иллюзия, видимость необходимая человеку для самоуспокоения. Настоящий же мир лишен не только упорядоченности, но и ценности. Обосновывая бесценность мира, Ницше подразумевает не его низкую ценность в глазах человека или общества, а неприменимость самой категории ценности к такому явлению как мироздание, точно также как к абстрактным понятиям, например, числам, невозможно применить категории протяженности или массы.
Понятие воли к власти
Воля к власти является центральным понятием философии Ницше, его субстанцией, с помощью которой может быть объяснено все и из которой выводятся все иные формы бытия и действия. Ницше использовал методологический монизм, согласно которому если для двух внешне противоположных вещей или явлений можно найти некий общий корень, то следует отказаться от восприятия этих вещей как самостоятельных и перейти к их восприятию как инвариантов этого корня. Так последовательно рассматривая и сопоставляя элементы общественной жизни, побуждения и действия человека, наконец активность человека и животного, всякой формы органической и протоорганической материи, Ницше приходит к выводу о том, что воля к власти – это универсальный принцип который проявляется во всем, руководит всем бытием, а любые частные мотивы и побуждения суть формы его воплощения.