Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные исторические формы диалектики

Диалектика и ее формы

В древности и в Средние века под словом диалектика подразумевался особый метод аргументации, суть которого состоит в том, чтобы выдвигать вместе с тезисом еще и антитезис, пока не выяснится, какое из этих двух утверждений верно.

Диалектика в современной философии — это теория развития бытия и метод его познания. Элементы этой теории:

  • принципы,
  • законы,
  • категории.

Слово «диалектика» впервые употребил Сократ, обозначив им искусство ведения искусного рассуждения, диалога, в котором сталкиваются противоположности, идет борьба идей. В диалектике:

  • вещи должны рассматриваться в их взаимосвязи друг с другом, а не браться изолированно;
  • вещи должны рассматриваться в их изменении и развитии;
  • вещь можно полностью понять только тогда, когда известна история образования этой вещи.

Существует несколько исторических форм диалектики:

  1. Стихийная диалектика древности.
  2. Идеалистическая диалектика.
  3. Диалектика революционных демократов XIX в.,
  4. Материалистическая диалектика.

Стихийная и наивная диалектика древности

Гераклит (самый яркий представитель) развивал учение о мире как представление о преходящей и изменчивой природе всего сущего. Все существующие вещи рождены из материального начала. Однако в первую очередь это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, и из всех природных вещей огонь является самым подвижным, самым изменчивым. Причина вечных перемен – борьба противоположностей. Диалектика есть источник развития. А развитие есть отношение противоположных сфер.

Платон поддерживал диалектические выводы о том, что высшие типы существ не могут мыслиться только так, что каждое из них существует и не существует, равно себе и не равно, тождественно себе и переходит в свое другое. Поэтому бытие содержит в себе противоречия, а именно, бытие:

  • множественно и едино,
  • преходяще и вечно,
  • изменчиво и неизменно,
  • движется и покоится.
«Основные исторические формы диалектики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Противоречие есть необходимое условие, чтобы привести душу к размышлению – в этом суть диалектики.

Аристотель преобразовал идеи Платона в формы отдельных вещей и добавил учение о силе и энергии идей. Он развивал диалектику дальше - в смысле познания реально существующего космоса. Аристотель считал необходимым обобщить отдельные формы вещей, движущихся сами по себе в общем движении, которое он называл перводвигателем, мыслящим о себе, т. е. являющимся одновременно субъектом и объектом.

В эпоху Ренессанса эти идеи совпадения противоположностей поддерживали Николай Кузанский и Дж. Бруно, развивая идею понятия конечного и бесконечного, единого и множественного.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII в. - первой половины XIX в.

Кант ввел идею развития в познание природы. Наш мир есть продукт зарождения/развития из простой субстанции. Принцип развития есть исходный принцип познания.

Гегель же рассматривал весь мир как процесс, т. е. мир в непрерывном движении, преобразовании, изменении и развитии. Он сформулировал законы и категории диалектики. Три закона диалектики (сущность истории развития):

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные (при накоплении количественных изменений после определенного этапа происходит качественный скачок).
  2. Закон отрицания отрицания подразумевает, что каждая последующая стадия развития чего-либо так или иначе отрицает предыдущую. Диалектическое отрицание: сохраняется что-то от первого предмета — воспроизведение этого предмета, но под другим названием. Вода — это лед. Измельчение семени есть чистое отрицание, посадка семени есть диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
  3. Закон единства и борьбы противоположностей. Существует противоречие между формой и содержанием, возможностью и действительностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимному уничтожению, победе одной из сторон или компромиссу. В основе диалектики лежит идея непрерывного движения, развития и изменения бытия, сущности и понятия, а также идея противоречия как единства взаимоисключающих и в то же время взаимоопределяющих противоположностей.

Результат диалектики Гегеля далеко превосходил то значение, которое он сам ей придавал. В учении Гегеля о необходимости сведения всего к своему отрицанию было начало, революционизировавшее жизнь и мышление. Немецкая философия есть диалектика разума.

Диалектика революционных демократов XIX века

В XIX в. в России появилась философия революционных демократов – Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и их сторонников. Основная черта их философии, отличающая ее от предшествующей философии, состоит в том, что она выражает интересы не эксплуататоров, а эксплуатируемых. Поэтому эта философия не ограничивала своей задачи простым объяснением мира, она стремилась теоретически обосновать его революционное преобразование в интересах рабочих.

Разоблачая идеализм Гегеля, они, однако, не отвергали его диалектику, а использовали принцип развития для объяснения реальности явлений. Герцен рассматривал развитие природы как таковое, «которое начинается с борьбы стихий, с химического сродства и кончается самосознательным мозгом человеческой головы».

Активно разоблачая феодальный строй в России, Герцен призывал к замене крепостнического строя новым демократическим строем. Герцен видел в диалектике «алгебру революции».

Чернышевский в своей «Критике философских предубеждений против общинной собственности» писал, что диалектика – это «великий, вечный и всепроникающий закон, кто научился применять его ко всем явлениям... он не жалеет ни о чем, что переживет его время».

Поднимая вопросы диалектики природы, решая проблему познания природы, русские философы XIX в. не смогли распространить материализм на понимание общественной жизни, выработать диалектическую систему мировоззрения, перейти от утопического социализма к реальному социализму.

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Отвергая идеалистическое содержание философии Гегеля, они строили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса. Материалистическая диалектика есть глубокое учение о развитии, свободное от пристрастия. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру. Согласно этому учению, важно обращаться к реальным явлениям, предметам, реальным источникам знаний. Марксистская философия рассматривает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектику природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорию диалектики.

Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot