Русская философия 19 века. П. Я. Чаадаев
Русская философия 19 века - это период, когда Россия, опьяненная победой над Наполеоном, начинает проповедовать философию романтизма. На этой волне увеличивается количество сторонников национальной идеи, приобретают популярность такие западные философы, как Шиллер, Фихте, Шеллинг. При Александре I отмечается рост мистицизма, в 1816 году создается Библейское общество, действуют масоны. Философия пытается дать ответы на многие вопросы, которые ставят перед собой представители молодого поколения. В 1823 году открывается Общество любомудров, после него действовал кружок Н.В. Станкевича, через увлечение романтизмом проходят члены кружка А.И. Герцена и Н.А. Огарева. После 1840-х годов набирает обороты социальная проблематика, начинается распространение социалистических идей (кружок Петрашевского). Русский социализм был представлен как в радикальной форме призыва к революции (В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, Н.А, Спешнев), так и в умеренной форме (В.Н. Майков, А.И. Герцен). Во второй половине века в русской философии доминируют материализм, утилитаризм и анархизм. В это время «народники» предпринимали свое знаменитое «хождение в народ» с целях пропаганды своих радикальных идей.
Среди философов 19 века можно выделить П. Я. Чаадаева, который относится к направлению русского религиозного западничества. Чаадаев в свое время сражался в составе русской армии против наполеоновской армии, воспринял идеи западного либерализма и жаждал просвещения для родной страны. После путешествия по Европе он пишет свои «Философические письма», в которых поднимаются многие социальные проблемы российского общества. Его постановка вопроса окрашена трагизмом, он печально смотрит и на прошлое, и на будущее России. В последующем его стали обвинять в том, что он ненавидит Россию, на что Чаадаев в его «Записках сумасшедшего» отвечал:
«Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть нечто более прекрасное – это любовь к истине».
Чаадаев писал, что русский народ особый, вряд ли бы он выступил какой-то значительной силой на исторической арене, если бы не отразил атаки варваров. Во всем мире русский народ замечали только потому, что он Россия раскинулась на столь больших пространствах, но «в нас нет ничего лично нам присущего, нет своего лица». Так Чаадаев впервые поставил проблему Восток-Запад-Россия и всколыхнул национальное самосознание. Однако для него самого опубликование его философских размышлений закончилось трагично. Чаадаев был объявлен сумасшедшим, ему был назначен медико-полицейский надзор, наложен запрет на написание работ и их публикацию.
Дискуссия западников и славянофилов
В 19 веке развернулась общественно-философская дискуссия об историческом пути России, которая вылилась в противостояние западников и славянофилов. К славянофилам относились:
- А.С. Хомяков
- И.В. и П.В. Киреевские
- И.С. и К.С. Аксаковы
- Ю.Ф. Самарин.
Они отстаивали самобытный путь развития России, ибо Россия, безусловно, отстала от Европы в период монгольского владычества, но в то же время она дала миру уникальные памятники, такие как «Повесть временных лет» или «Слово о полку Игореве».
Для России, по их мнению, характерен свой специфический тип культуры, основанный на православии.
В число западников входили:
- Т.Н. Граневский
- С.М. Соловьев
- Т.Н. Грановский
- К.Д. Кавелин
- В.П. Боткин
- И.С. Тургенев
- Б.Н. Чичерин
Западники говорили о существовании закономерностей в общественно-историческом развитии, а потому полагали, что Россия должна пройти те же стадии развития общества, что и Европа, причем они особо подчеркивали отставание России от Запада. Б.Н. Чичерин высказывал мысли, что император, который правит страной, не знает реального положения дел в стране, поскольку бюрократия не дает ему услышать голос народа. По мнению Чичерина перед Россией стояли следующие задачи: отменить крепостное право, ввести свободу слова и общественного мнения, ввести свободу книгопечатания и преподавания, а также обеспечить публичность всех правительственных действий.
Русская философия всеединства и религиозная философия
К русской религиозной философии относится философия всеединства В.С. Соловьева. Центральной категорией его философии выступает «всеединое сущее». Соловьев считал, что все в мире взаимосвязано, ничто не существует само по себе, отдельно от другого, вся жизнь – это совокупность разных сторон, предметов, связей и т.д. Отсюда следует, что любой предмет нужно изучать целостно, стремиться к познанию «всего во всем». Цельное знание представляет собой знание истинно-сущего в его объективном проявлении, которое достигается через человеческий опыт, связанную с ним систему логического мышления и воздействия высших идеальных существ на человеческий дух.
С такой же позиции Соловьев подходил к истории. Он считал, что историю нужно рассматривать именно в рамках целостного мирового процесса исторического развития. Простейшим элементом исторического процесса выступает единичный человек, который через взаимодействие с другими людьми и предметами достигает определенного результата. Соловьев отвергает идею, что человек – ничто в истории, его роль, по мнению философа, достаточно высока. Однако ход истории не обеспечивается за счет действий одного индивида, и «культ человека не умаляет роли Отца Небесного». Историческое развитие человечества представляет собой переход от зверочеловечества к богочеловечеству.
Еще один видный религиозный философ начала 20 века – П.А. Флоренский. Он вслед за Соловьевым развивал идею всеединства. Свое учение он называл «конкретной метафизикой». Чтобы удержаться в этом несовершенном «падшем бытии» человек должен обрести истину. Одних логических и рациональных способов недостаточно, необходимо задействовать интуицию в этом вопросе. Человеку необходимо выйти за пределы своего обычного опыта, перейдя в «живой опыт» - опыт духовный, религиозный, основу которого составляет любовь. Жизнь полнее любых рациональных объяснений и определений, ни одна формула не может вместить в себя полноту жизни и ее творческое начало, созидание. На помощь познающему приходит философия, которая требует живого наблюдения за жизнью и постепенного «ввинчивания в действительность» и все более глубокое ее проникновение в явление жизни.
Флоренский критикует западную философию, подчеркивая, что она чрезмерно рационалистична, а потому одностороння. Теми же чертами он наделяет западную католическую христианскую философию. Такое внимание к рационализму мешает понять, что за этим миром есть иная действительность («заэмпирическая сущность»), которую можно познать только при помощи «подвига веры», позволяющего снять границы между верой и знанием.