Субстанция – предметная действительность в аспекте духовной целостности всех форм ее саморазвития, всего разнообразия явлений естества и истории, включая человека и его рассудок. Субстанция – это подлинное, значительное, самодостаточное, самопричинное бытие, которое рождает все многообразность мира.
В истории философии первоначально субстанцию разумели, как вещество, из которого состоят все объекты. В следующие эпохи берутся рассматривать субстанцию как особенное определение Бога (схоластика), что ведет к дуализму (философское учение, которое полагало, что духовные и материальные субстанции равны) тела и души.
Рисунок 1.
Субстанция и основные концепции
В философии под субстанцией понимают несколько неизменное в противовес переменным свойствам и состояниям, то, что живет в самом себе и благодаря самому себе, а не в ином и благодаря иному. В зависимости от характера и всеобщей устремленности концепции выдается единая субстанция (дух или материя), что нарекается монизмом.
Духовный монизм полагает субстанцию духовной, идеальной (Платон, Беркли и др.). Материалистический монизм – напротив, материальной (Демокрит, Фрэнсис Бэкон, Карл Маркс и другие). Если философское учение защищает бытие двух субстанций, то это дуализм, например, материя дух и одновременно.
Рене Декарт, например, полагал, что есть одновременно субстанции духовная и материальная. Материальная субстанция располагает свойством - протяженность, а духовная - возможность мыслить. Отдельные философы защищают существование одновременно множества субстанций. Такой подход наречен плюрализмом, например, монады в философии немецкого мыслителя Готфрида Лейбница, которые есть большое количество простых и разнообразных субстанций, все равно являются самостоятельными, деятельными и изменчивыми.
Суть природы субстанции
В истории философии шли продолжительные дискуссии о сущности и природе субстанции, и все же это вызвало к жизни еще одно их истолкование: пантеистическое. Приверженцы подобного разумения субстанции - Аверроэс, Дуне Скотт, Бенедикт Спиноза, Джордано Бруно и другие. В контексте пантеизма дискуссии реализовывались вокруг вопросов первого выяснения субстанций, отказа от предметного, субстрактного истолкования и с ассоциированием бытия на пассивную материю и деятельное движение, стремления пантеистического синтеза субстанций бытия. Подобная ведущая линия не сходится с рисунком исторических коллизий споров, но устанавливает ведущую в европейской культуре тенденцию формирования. Пантеисты смягчили дуалистические противоречия разнообразных субстанций тем, что материальное и духовное якобы не противостоят, а дополняют друг друга: через постижение природы познается Бог.
Крепкие соображения о природе субстанции выложенные нидерландским философом Бенедиктом Спинозой, который полагал, что субстанция тождественна природе, всем разнообразии ее свойств, качеств и связей. Бенедикт Спиноза заявлял:
«Под субстанцией я понимаю то, что существует само в себе и обнаруживается само через себя, то есть то, что, проявляется, не нуждается в появлении иной вещи, из которого оно должно было бы образоваться. Под определением я понимаю то, что разум замечает в субстанции как сущность, производящий. Под модусом я соображаю состояние субстанции, другими словами, то, что живет в ином и проявляется через это иное».
Субстанция - не основание атрибутов и модусов, не их базис. Субстанция в них и через них выступает, говоря философски, их конструкцией и целостным единством. По мнению Бенедикта Спинозы, субстанция проявляется основанием самой себя и «под основанием самой себя (causa sui) разумею то, сущность чего вмещает в себе бытие, то есть то, чья природа может быть изображена не иначе, как существующей».
Отсюда самодвижение, внутренние взаимодействия субстанции, ее деятельное самовоспроизведение, мгновение ее во времени и безграничность в пространстве.
Рисунок 2.
Гносеологическое понимание субстанции
Еще в XVII в. сложилось и гносеологическое соображение субстанции. Начало такому разумению замышлено английским философом Джоном Локком, который рассматривал субстанции как одну из сложных идей в критике эмпирически-индуктивного обоснования теории субстанции. Популярный английский философ, субъективный идеалист Беркли признавал только духовную субстанцию.
Английский философ Давид Юм отвергал и духовную, и материальную субстанции и видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию восприятий и определенную целостность, присущую повседневной мышлению. С аргументами Давида Юма соглашаются современные представители позитивизма, лингвистической философии. В дальнейшем развитии истории философии понятие субстанции обогащалось сначала предположениям французского философа Дени Дидро и немецкого мыслителя Людвига Фейербаха, а затем естественно-научным доказательством, что свойства субстанции не сводятся к механическим. Резкое обогащение субстанциональных свойств имело два важных мировоззренческих последствия. Во-первых, формировалась традиция разъяснения мира из него самого, без притягивания надмирного духа, что, мол, когда-то произвел первотолчок. Во-вторых, понимание относительности человеческого познания, становления понятия материи как абстрактной категории, вырабатывание научной картины мира.
Субстанциональное разумение материи порождает неминуемый, своеобычный субстанциональный тоталитаризм, что ввергает к объяснению предметов материального мира как простых видоизменений материи, не имеющих внутренних причин для формирования. Недостача ликвидируется, если категорию субстанции смыслить с позиции принципа системности.
Системный анализ материи как субстанции разрешает адекватно отразить природный способ ее существования, верно понять отношение субстанции с миром многообразных вещей, их свойств и взаимоотношений и, в конце концов, понять субстанцию не как особенную основу бытия вообще, которая живет где-то вне конечными, меняющимися предметами, а само бытие вещей не обособленно, а в целой системе взаимодействия одних с другим, со своей субстанцией.
Современное положение дел
Нынешняя наука при изучении явлений мира пользуется материалистически-монистическим пониманием субстанции, предусматривает материю как беспристрастную действительность в аспекте целостности всех форм ее движения, всех отличий и антитез, которые появляются и исчезают в движении. Так, в $80$ - $90$-х pp. $XX$ в. в физических практиках для определения качества субстанции употребляется понятие физический вакуум, флуктуации которого устанавливают известные формы физической действительности.
Дальше в выяснении содержания суждения материи как субстанции произведен шаг вперед тогда, когда появилась наука синергетика. Если классическая физика выражала законы для отделенных систем, которых на самом деле не существует, а существует лишь идеализация, то нынешняя физика пытается точнее описывать действительности и потому выражает законы не только для закрытых систем, но и для систем открытых. Именно такие системы и составляют мир, в котором живем. Такие системы является постоянным процессом трансформаций, передвигаются от хаоса к порядку.
Итак, синергетика пришла к выводу, содержание которого противоположно основой классической физики и заключается в том, что закон трансформаций, тенденция видоизменений в мире не в том, что последнее положение, к которому стремятся все функционирующие системы - не хаос, ратифицировался законом роста энтропии, а, наоборот, порядок. В рамках синергетического подхода имеет место возвращение к учению древнегреческой философа Эмпедокла, который полагал, что мир мыслится от хаоса к порядку. Такой подход позволяет анализировать с новых позиций все существенные формы материального бытия.