Общество – это исторически сложившаяся система социальных взаимоотношений, коммуникационных, производственных и управленческих связей, между людьми, проживающими на определенной территории.
Субстанциональный подход к обществу
В разные периоды развития философской мысли и в разных школах категория общества осмысливалась с самых различных позиций. Ранние представления об обществе, характерные для эпохи Возрождения и Нового времени, понимают его как механическую сумму самостоятельных и независимых друг от друга индивидов, которые объединяются вместе по экономико-политическим мотивам – такое представление об обществе отражено в политической философии Гоббса, Локка, Руссо и многих других.
Понимание социальной реальности как специфического феномена, как надличностного уровня существования человечества, реальность общественного сознания была воспринята философами значительно позднее – в трудах Гегеля и его последователей, а также марксистов, рассматривающих общество как совокупность общественных отношений.
В настоящее время понимание общества разрабатывается с позиций трех основных подходов:
- субстратного,
- функционального,
- субстанционального.
Субстратный подход предполагает, что сущность общества заключается в специфике его элементов, из которых оно состоит, т.е. самих людей, а также их объединений. Однако при этом само общество как бы ускользает от внимания исследователей, сосредоточенных на специфике человека относительно других живых существ.
Функциональный подход сосредоточен в первую очередь на значении общества, его задачах, целях, механизмах. Несмотря на очевидные достоинства в области определения, описания и прогнозирования социальных феноменов, данный подход также упускает сущность общества, поскольку оно низводится до положения функции высоко организованной материи, т.е. людей, и является исключительно вторичным, производным феноменом.
Субстанциональный подход понимает общества как феномен, обладающий главными признаками субстанциональности:
- относительным самовозникновением,
- относительной самобытностью.
Относительность данных признаков заключается в том, что общество, как и любой другой феномен, за исключением самой реальности, не может претендовать на подлинное самовозникновение, т.е. появление из ничего, и полную самобытность, т.е. полную независимость от реальности. Безусловно рассматривая как процесс формирования общества, так и его функционирования, и развития, можно выделить ряд предпосылок и условий, которые привели к его образованию, а также устойчивых связей с окружающим миром, без которых само существование общества было бы невозможным.
Однако возникновение общества не было целенаправленным актом, т.е. общество возникло не по чьему-то решению или как результат действия неких причинно-следственных цепочек, а стихийно, само по себе. Точно также как не существует целенаправленных причин складывания рас или национальностей.
Кроме того, общество хотя объективно и зависит от отгружающей среды в вопросах своего материального обеспечения, не детерминировано ею. Т.е. общество руководствуется в своей деятельности и выборе направления развития внутренними мотивами, воспринимая внешние стимулы – как условия, от которых следует отталкиваться. Именно благодаря своей субстанциональности общество способно к саморазвитию, как движению, порожденному внутренними причинами, а не внешними условиями.
Понятие общественного развития
Общество, как особый уровень организации материи, своим основным свойством имеет движения, как главную форму своего существования. Социальное движение воплощается в двух основных формах – социальной репродукции и общественном развитии.
Развитие – это необратимые изменения в системе, которые выражаются в преобразовании ее структуры, степени дифференцированности и интегрированности.
Развитие может осуществляться в одной из трех направлений – прогресса, регресса и горизонтальном развитии. Общественный прогресс выражается в переходе социума на более высокую ступень функционирования, что выражается в его большей устойчивости, более высокой эффективности существующих институтов и процессов, а также выделении новых элементов общественной системы, которые успешно интегрируются в общую структуру.
Однако общества способны не только прогрессировать, но и регрессировать, двигаться к своему упадку. Общественный регресс связан со снижением адаптивности, надежности и эффективности общественной системы, падением степени интегрированности ее элементов. При этом дифференциация может как нарастать, так и напротив снижаться.
Развитие общество является необходимым элементом его существования, поскольку само общество является частью большей динамической системы материального мира. При этом следствием жизнедеятельности самого общества является постоянное преобразование окружающей реальности, в рамках создания второй природы – культуры, благодаря чему происходит суммация духовных благ – представлений, знаний, эталонов, ценностей, которые становятся самостоятельным, внутренним фактором воздействия на общество и его структуру.
Подходы к общественному развитию
В зависимости от взглядов на механизмы и способы общественного развития можно выделить два наиболее глобальных подхода – эволюционный и революционный.
Эволюционный подход предполагает, что общественное развитие является плавным и перманентным процессом роста и преобразования общества, его дифференциации и интеграции для решения новых проблем и задач, которые возникают перед социумом в исторической перспективе. При этом основным инструментом его развития выступает реформирование, проводимое как сверху, политической властью, так и снизу, из общественной практики, позволяющее обществу адаптироваться к новым условиям и вызовам жизни.
Революционный подход предполагает, что процесс развития общества распадается на чередования двух основных форм его существования – это стадии роста и периоды революционного преобразования. На стадии роста общество существует в рамках определенной, устойчивой и достаточно ригидной общественной парадигмы, например, формации, ценности, социальные связи, набор институтов и запас прочности которой определены ее структурой. Рост общество осуществляет за счет количественных показателей – числа его членов, производительности труда, доступности благ и т.д., при этом качественные изменения минимальны. Однако в следствии своего роста система достигает предела и не может более удовлетворять потребностям общество, нарастающие противоречия между слоями общества, новыми и старыми институтами и т.д. влекут за собой коренной перелом – революцию, которая демонтирует старую общественную систему и выстраивает на ее месте новую, которая вступает в свою стадию роста.