Понятие и критерии истины
Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его в том виде, в каком он самостоятельно существует, независимо от человека и его сознания.
Известно несколько форм истины:
- обыденная или житейская;
- научная;
- художественная;
- нравственная.
В целом же существует столько форм истины, сколько видов занятий. Особое место отводится научной истине, которую характеризует несколько специфических признаков. В первую очередь это направленность на раскрытие сущности, что и является отличием от обыденной истины. Помимо того, научная истина системна, упорядоченность знаний в ее пределах, обоснованность и доказательность знаний.
Объективная истина – это такой тип содержания наших знаний, который не зависит от человека или целого человечества. Другими словами, объективная истина – это такое знание, содержание которого задается объектом, то есть оно отражается в той форме, в которой существует.
Вопрос, касающийся критериев истины, то есть обоснований достоверности суждений изучается в гносеологии, или теории познания.
Один из главных принципов диалектического подхода к познанию – это принцип конкретности истины, предполагающий в первую очередь точный учет всевозможных условий, в которых находится объект познания, выделение его главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.
Принцип конкретности истины требует рассматривать факты не в соответствии с обобщенными схемами и формулами, а учитывая реальные условия и конкретную обстановку. Критерий истинности расположен не в мышлении как таковом и не в действительности, рассматриваемой за гранью субъекта. Если человек будет сравнивать свое понятие вещей с другими понятиями, достоверными, то он опосредованно будет сравнивать свое понятие и сам предмет.
Соотношение истины и заблуждения, абсолютности и относительности
Многие философы считали, что относительность истины заключена в самом объекте познания. Любой объект познания является по своей сути неисчерпаемым, изменчивым, обладающим множеством разных свойств. В связи с этим полное изучение объекта практически невозможно. Любая истина относительна, из-за того, что в ней объект отражен не полностью, а лишь его часть.
Проблема соотношения абсолютной и относительной истины выражает диалектику познания в движении к истине, а в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постичь истину в одном акте познания невозможно, познание – это продолжительный процесс.
Процесс познания протекает через несколько относительных истин, относительно верных отражений независимого от человека-объекта, к абсолютной истине, то есть максимально полному отражению рассматриваемого объекта.
Можно сказать, что относительная истина является своеобразной ступенью на пути к абсолютной истине. В относительной истине находят отражение крупицы абсолютной истины, и каждый шаг познания будет добавлять в знание об объекте все новые части абсолютной истины, что приближает к полному овладению абсолютной истиной.
Можно сделать вывод, что истина одна, и она объективна, так как в ней содержится знание, которое не зависит ни от человеческого желания, ни от всего человечества, но при этом она же и относительна, так как не дает исчерпывающих знаний относительно объекта.
Вместе с тем истина конкретна, так как свое значение сохраняет только для определенного времени, места и окружающих условий, а при их изменении может стать относительной истиной или ложью. Конкретность истины, с одной стороны, направлена против догматизма, которые игнорирует любые изменения, а с другой стороны, против релятивизма, которые отрицает объективную истину, формируя агностицизм.
Известно четыре основных доказательства относительности истины.
- Первое доказательство – знания об окружающей природе человек получает благодаря восприятию посредством органов чувств. На восприятие оказывает воздействие субъективный человеческий опыт. В связи с этим нельзя утверждать, что полученное знание корректно отражает действительность.
- Второе доказательство – это трудность определения достоверности точности измерения и вычислений, посредством которых и было получено знание.
- Третье доказательство – истина только частично отражает предметы и явления окружающей действительности.
- Четвертое доказательство – содержание истины не содержит исчерпывающего перечня условий, которые бы констатировали правильность восприятия действительности человеком.
В философской литературе можно встретить точку зрения, в соответствии с которой относительная истина строится из объективной истины и заблуждения.
Заблуждение – это разновидность содержания сознания, которое не соответствует реальному положению дел, однако принимается в качестве истинного.
Например, идея о самозарождении жизни на Земле, которая только после работ Пастера была забыта. Или мысли о неделимости атомов, стремления алхимиков древности найти философский камень, посредством которого они смогут легко все превратить в золотые слитки. Заблуждение является результатом однобокого отражения окружающего мира, ограниченности знаний в определенный момент времени, а также сложности решаемых проблем.
Ложь – это целенаправленное искажение реальных событий, чтобы обмануть кого-либо.
Зачастую ложь выступает по маской простой дезинформированности, то есть подмены из корыстных побуждений достоверной информации на недостоверную, а истинного знания на ложное.
Даже практике не может выступать достоверным критерием истины. Это происходит из-за того, что в процессе любой практической деятельности человек соизмеряет, сопоставляет знания и объект, опредмечивает его, чем и устанавливает степень его соответствия объекту. Практика стоит на ступень выше теории в связи с тем, что у нее есть ряд достоинств не только в ее всеобщности, но и в непосредственной действительности, так как в практике могут быть воплощены знание, но при этом она остается предметной.