Нравственное совершенствование в философии В.С. Соловьева
В. Соловьев был одним из величайших представителей философии периода Серебряного века, который стоял у истоков нового религиозного сознания. Основное внимание он уделял смысложизненному поиску, пониманию добра и зла, нравственности и т. д.
В. Соловьев выделял два пути нравственного совершенствования человека:
- самовоспитание, когда человек работает над собой;
- общественная помощь, действующая собирательно.
Однако Соловьев явно предпочитает второй путь, поскольку одними только единичными усилиями большого не достигнуть, необходимо собирательное воплощение добра. В качестве примера Соловьев приводил сравнение с крепостным правом и отношением к рабам в античности, а также неграм в Америке. Для людей конца 19 века было неприемлемо ни рабство и положение африканского населения в Америке, а также бесправное положение крепостных крестьян в России. Но почему же еще не так давно это считалось нормой? Соловьев приходит к заключению, что причина не в том, что появился «новый идеал», а в том, что этот идеал превратился в обязательный закон, которому стали следовать все, в след за просвещенным меньшинством.
Если нет высоких нравственных правил в обществе, то не стоит их ждать от конкретного человека, поскольку в таких условиях субъективные требования также снижаются. Таким образом, нравственность не есть удел конкретного человека, это достояние общества, поскольку именно в обществе происходит становление («собирание») человека. Общество требует от человека соблюдения определенных моральных норм, и человек вынужден согласовывать свое поведение с требованием общечеловеческой морали.
В. Соловьев считал, что общество в своем развитии прошло несколько этапов, которым характерно свое человеческое сознание. Рассматривая историю и перспективу человеческого развития, он выделил следующие этапы:
- родовое общество и соответствующее ему родовое сознание;
- национальное государство и соответствующий этап развития национального сознания;
- всемирное общение людей.
Вторая ступень – национальное государство – было и есть объективной реальностью. Именно национальное сознание является господствующим на современном этапе. Всемирное объединение людей предстает как идеал будущего. Всем трем стадиям соответствуют три ступени воплощения «собирательного» человека: семья, народ, человечество.
Человек в нравственной философии В. Соловьева
Человек в философии Соловьев предстает как субъект нравственного прогресса, но он нераздельно связан с человеком собирательным. Как динамический элемент истории, личность совершенствует свой нравственный образ, переходя от более низших форм к высшим. Тогда сама среда становится слишком косной, выступает в роли статического элемента истории, а личность – двигателем прогресса. Действия такой личности подготавливают развитие общества и переход его к новым более совершенным нравственным требованиям.
В качестве первичных категорий нравственности Соловьев называет чувство стыда, благоговения и жалости. Соловьев считает, что изначально природа человека является доброй. Чтобы стыдится, по мнению философа, уже необходимо иметь моральные представления, уже обладать представлениями о приличном и не. Чувство стыда постепенно перерастает в совесть. Из этого чувства постепенно рождается нравственный принцип – принцип аскетизма, связанный со вторым принципом – принципом альтруизма, проистекающего их чувства жалости.
Источник морали находится вне человека. Причиной наличия добра и его произрастания в человеке является Бог, вне зависимости от того, как считает сам человек. Доказательством этого является постоянный моральный прогресс в истории. Этот факт требует признания наличия внечеловеческой духовной среды, т.е. Бога. Именно этот источник питает человека и сохраняет человеческую нравственность. Целью человеческого прогресса является переход к Царству Божиему, тогда человек достигнет полноты нравственности и бытия.
Понятие добра в философии В. Соловьева
Основной работой, в которой Соловьев раскрывает свою нравственную философию, является труд «Оправдание добра». По мнению исследователей, вся эта работа проникнута мягкой и благожелательной тенденцией привести человека и его историю к благополучному завершению. Основой мировоззрения Соловьева отчетливо проступает методология всеединства. Его этика в книге предстает как система нравственного космоса, поскольку сосредотачивается на проблемах человека, его природы, а также философию религии, но главным стержнем проходит нравственность.
Рассуждая о добре, Соловьев показывает его связь со смыслом жизни человека. Добро есть предмет нравственной философии, через который раскрывается содержание и смысл человеческой жизни. Концепция нравственной философии Соловьева является религиозной, однако, как отмечает А. Гулыга, если раньше Соловье выводил понятие добра из Бога, то в этой книге он понятие Бога пытается вывести из понятия добра. Добро имеет первичный характер, оно разлито по всей Вселенной. Это некая идеальная сущность. Человек, обладая активностью, должен выбирать добро, становясь на путь нравственного совершенствования, смысл его жизни заключается в служении Добру чистому и всестороннему. Это служение заключается в том, что человек должен выбрать без всяких других мотиваций, только ралли него самого. Идея добра присуща изначально человеческой природе, добро есть в человеческом сердце.
Чувство стыда отличает человека от животных, показывает, что человек не только природное, но и сверхприродное существо, что позволяет выделять ему себя не только из материальной природы, но и из собственной. Человек, испытывая чувство стыда, напоминает ему о высоком собственном достоинстве, о собственной нравственности. Солидарность к другим воплощается в чувстве жалости. Природное пытается победить человека, что несет в итоге зло. Так в человеке сосуществуют и борются духовное и плотское. Плоть – «животность, возбужденная, выходящая из своих пределов». Обуздать ее можно, придерживаясь аскетизма.