Нигилизм – это типичное умонастроение людей, которое заключалось в отсутствии концепции веры.
Сущность русского и западного нигилизма
Русский нигилизм сформировался в период поколения шестидесятников на рубеже 1850-ых – 60-ых годов. Такой тип человека был изображен Тургеневым в образе Базарова в выдающемся романе «Отцы и дети». Идеологом русского нигилизма называли Писарева, которым заменял понятие нигилизма реализмом.
Отличительными чертами нигилизма можно назвать:
- атеизм;
- материализм;
- веру в возможность познания;
- утилитаризм в отношении к природе и чувствам.
В целом нигилизм вырос на почве западничества и был далек от восхищения той или иной культурой. Все высшие проявления духа человека нигилисты называли предрассудками и хламом. Такие идеи в целом близки к кинизму. В данном отношении Бердяев противопоставляет Герцена и нигилистов. При этом большинство нигилистов были разночинцами и сторонниками революционной демократии. Их отличали такие черты характера как:
- гипертрофированный эгоизм, уверенность в собственных силах;
- склонность к эпатажу в наивысшей степени;
- крайняя степень индивидуализма.
Все это препятствовало организованной деятельности. Что касается западной философии, термин нигилизм появился примерно во второй половине 19 века, получив широкое распространение благодаря философским воззрениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера. Именно Шопенгауэр создал доктрину, которая имела нигилистическую окраску и описывала «буддистское» безразличие к окружающему миру. Шпенглер делал акцент на том, что отличительной чертой нигилизма является трансформация цивилизации в безличную ситуацию. Ницше сформировал представление о том, что нигилизм вырастает во всепоглощающую концепцию, которая может подытожить все европейское и историческое культурное развитие, начиная с концепции Сократа.
Он выдвинул гипотезу о том, что существуют ценности разума, которые развиваются на основе морально – христианского истолкования мира. Ницше считает данные ценности реальным покушением на жизнь. Ницше описывает нигилизм, который отвечает глобальной ситуации, но не становится эмпирическим явлением культуры и цивилизации, но имеет должную степень устойчивости. Нигилизм по своей сути есть глубинная логика всей истории. Она представляет собой также и «роковую антижизнь».
Тенденции в эволюции современного нигилизма
Для нигилизма характерны следующие тенденции:
- невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в механизированную эпоху современности;
- радикализация действия логики.
Указанные черты нигилизма формируют кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает также и тот факт, что нигилизм не ограничивается смертью христианского Бога. Попытка спасения от обвала высших ценностей и восстановление их секуляризованных имитаций резко критикуется Ницше. Автор указывает на физиологические и антропологические корни нигилизма.
Согласно мнению Ницше, современный социализм есть исключительно апогей указанного выше измельчания и падения типа человека, который доводит нигилистическую тенденцию до крайних форм выражения на практике.
Если говорить о представлениях Камю о нигилизме, то он отмечает слова И. Карамазова «все можно», если нет Бога. При этом понятие нигилизма анализируется ученым в связи с тематикой «метафизического бунта».
Инновационным этапом в интерпретации понятия «нигилизм» можно назвать период с 1960-ых годов. Он связан с именами Г. Маркузе, Т. Адорно и других ученых. Западная философия отличается мировоззрением «новых левых» и художественного авангарда. При этом акцент во всестороннем понимании нигилизма делался на его взаимосвязи с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости естественного «я» от подавляющей его культуры и протестом против ее репрессированных форм.
Мнения философов по проблеме нигилизма
В современном мире понятия нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом, а также ее отдельных сторон. Такая критика представлена в работах В. Крауса. Он различал социально – политический, философский, психолого-невротический нигилизм. Философ отмечал, что, все виды нигилизма взаимно поддерживают друг друга, усиливают свои негативные последствия и создают порочный круг нигилизма.
Различные формы нигилизма по Краусу связаны с такими феноменами, как чувство вины и личной ответственности в век господства научно – технического восприятия мира, а также с тем, что в структуре внутреннего мира отсутствует влияние «сверх – Я». Эта часть внутреннего мира личности выступает противовесом для безудержных желаний индивида.
По мнению Крауса, современный нигилизм основывается на традициях и описывается в классической литературе 19 века. Но его невротические проявления во многом характерны для реалий современного дня. Существующая сегодня ситуация ведет к усилению нигилистических традиций, которые формировались несколько поколений.
Таким образом, многие исследователи говорят о том, что психологическая основа нигилизма есть общечеловеческое свойство или потребность влиянию из вне. Он заключается в отрицании внушения и принудительного навязывания личности социальных ролей и традиционных ценностей и норм, образцов поведения, общения и разочарования в существующих стандартах.
Нигилисты разочаровываются в социальных контактах и стремятся изменить существующее сегодня социальное пространство. Нигилизм становится видом негативного умонастроения, в одном ряду с пессимизмом и скептицизмом, выражая полное отрицание общепризнанных норм и уверенности в ложности отрицаемых фактов.