М. Полани — выдающийся английский физик, философ, химик, который известен своими работами в области философии науки. Его основные труды посвящены химической кинетике и изучению кристаллических структур.
Суть неявного знания
Неявное знание – это тип сведений об окружающем мире, который легко передается другим людям.
Нетрудно понять, что в научном познании наблюдается большое количество традиций, которые отличаются друг от друга содержанием, функциями, способом существования. Достаточно внимательно проанализировать дисциплинарную матрицу Куна, чтобы заметить некоторую неоднородность. С одной стороны, они перечисляют все компоненты, а именно символические обобщения и концептуальные модели, а с другой ценности и паттерны для решения конкретных проблем. Первые существуют в виде текстов и формируют содержание монографий и учебников, но никто еще и не написал учебного курса, который излагает систему ценностей.
Ценностные ориентации можно получить не из учебников, а усвоить также, как и родной язык, на основе прямых образцов. Каждый современный ученый имеет некоторое представление о том, что такое красивая теория и правильное решение проблемы, а также изящный эксперимент или утонченное рассуждение. Об этом трудно говорить, трудно выразить словами, так же, как и современные представления о красоте природы.
М. Полани убедительно показал, что предпосылки, на которые ученый опирается в работе не могут быть вербализированы. Большое количество времени, по его мнению, молодые ученые посвящают практике, что говорит о ее важнейшей роли. Точнее акцент происходит на передаче практических знаний от преподавателя к студенту. Из этого можно сделать вывод, что в самом сердце науки есть области практического знания, которые не могут передаваться посредством формулировок.
Согласно мнению, автора, такой тип знания называется неявным. К числу неявного знания причисляют ценностные ориентации, которые способствуют развитию науки.
Ценностные ориентации – это сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.
Тем самым можно сделать вывод о том, что традиции могут быть легко вербализированы в виде текстов, либо выражены в виде имплицитных знаний. Они передаются от учителя к ученику из поколения в поколение на уровне проявления паттернов активности личности. Иногда их называют ретрансляторами.
Наука и неявное знание
Признание неявного знания существенно усложняет и обогащает картину традиционной природы науки. Необходимо учитывать не только ценности, но и много других критериев. Если ученый ставит эксперимент и представляет его результаты, читает лекции или участвует в научной дискуссии, то он фактически всегда демонстрирует образцы, которые заражают других.
Вводя имплицитные знания и соответствующие им традиции, мы оказываемся в сложном мире, который изучен мало, но в нем живет язык и научная терминология. В этом мире присутствуют как здравый смысл и научная интуиция. Оба концепта имеют равную степень значимости в вопросе понимания роли неявного знания в системе развития науки.
При обосновании неявного знания ученые часто используют такой термин, как «ментальность». Необходимо отметить, что он имеет достаточно большое количество трактовок, которые могут существенно отличаться.
Ментальность – это система умственных, эмоциональных способностей личности, а также ее ценностных установок и поведенческих ориентаций, которые свойственны той или иной этнической группе, а также цивилизации в целом.
Ментальность позволяет им обозначить те слои духовной культуры, которые не выражаются в форме явного знания, но, по существу, определяют лицо эпохи или народа. У каждой науки есть собственный менталитет, который может отличать ее от других областей знания и сфер культуры, но он тесно связан с менталитетом эпохи.
В ходе сопоставления эксплицитного и имплицитного знания можно выявить и осознать давно установившиеся различия между существующими фундаментальными научными школами и локальными научными направлениями.
Развитие подобного научного направления может быть связано со следующими тенденциями:
- формированием имени того или иного крупного ученого.
- этот процесс не обязательно предполагает постоянные и личные контакты людей.
Научная школа предполагает обязательные контакты, так как опыт непосредственно передается на уровне образцов от ученика к учителю, от одного члена социального пространства к другому. Поэтому научные школы имеют, как правило, определенное географическое положение.
В свете всего вышесказанного можно выделить два тира имплицитных знаний или имплицитных традиций. Первые связаны с воспроизведением непосредственных аспектов деятельности, а вторые вовлекают текст как некоторого посредника. Первый факт невозможен без личных контактов, а для второго они необязательны.
Такая тенденция невозможна без личных контактов. На самом деле прочитав или услышав доказательство того или иного факта, мы можем его повторить или перенести полученный опыт на доказательство другого факта.
Говоря о роли неявного знания в развитии науки, также можно отметить следующие факты:
- каждая научная традиция распространена в своей уникальной сфере, которая имеет несколько уникальных характеристик;
- традиции частного научного знания никогда не переступают пределов определенных областей, в которых они реализуются.
Можно утверждать, что Полани внес большой вклад в развитие существующего научного знания и систематизировал понимание научного процесса, а также рассмотрел его под нестандартным углом.