«Вещь в себе», или ноумен – это философский термин, который означает умопостигаемые объекты, в отличии от эмпирически созидаемых феноменов; вещь как таковая, которая не зависит от человеческого восприятия.
Предпосылки возникновения термина
Еще с эпохи Античности мыслители выделяли умопостигаемые явления, которые у Платона обрели название ноуменов. Проблематика вопроса о сосуществовании сущности явлений и восприятия этих явлений развилась в период немецкой классической философии. Именно И. Кант является одним из «революционеров» данной философской традиции, чье новаторство послужило развитию новой философской системы.
Понятие «вещь в себе» было использовано И. Кантом в работах, которые затрагивали теорию познания, в частности «Критика чистого разума», «Пролегомены к метафизике».
Понятие
По Канту, существуют предметы, которые находятся в поле зора нашего чувственного восприятия, но мы не знаем, каковы они сами по себе. Мы знаем о них лишь как о явлениях, которые даны нам в качестве представления, которые они производят в нас, воздействуют на нас. Естественно, вне нас существуют объекты, но это лишь названия, которые обозначают лишь явления этого неизвестного нам и действительного предмета.
Вкус, цвет, теплота, место, протяжение, пространство со всем, что присуще ему принадлежат только явлению тела. При помощи чувств человек не способен узнавать и познавать вещь, а точнее – ее сущность.
В том случае, если природа бы означала наличие вещей как таковых, мы бы никогда не удостоились узнать априорное и апостериорные формы бытия.
Человек не может определить, что именно является свойственным для вещей в себе, чем именно эти вещи определяют свою сущность и бытие. Опыт дает нам лишь общее представление, учит нас тому, что именно и как оно существует. Опыт не способен дать человеку познание природы вещей в себе.
Явления и вещи должны разграничиваться, как утверждает И. Кант. При помощи такого разграничения стает возможным решение антиномии практического разума, объяснение возможности чистого естествознания и чистой математики. Мы сможем объяснять объяснение понятия свободы в причинно-следственном мире.
Вещь в себе и явление
Кант утверждает, что субъект будет познавать лишь то, что он сам и создает. Возникает таким образом водораздел между непознаваемым миром вещей в себе и миром явлений. В последнем торжествует потребность, все здесь зависит от другого и может объясняться только посредством иного. В традиционном понимании здесь отсутствует субстанция. Мир опыта является очень относительным, вследствие чего он существует лишь посредством отнесению к трансцендентному субъекту.
Между явлениями и вещами в себе существует отношение причинно-следственной связи: явление не может существовать без вещи в себе. Кант не способен избавится от противоречия, так как он человек западного типа мышления, которому присуще мыслить бинарными оппозициями. Именно эти оппозиции и выливаются в антонимии, которые и составляют основную философскую традицию основателя немецкой классической философии.
Таким образом, мир явлений является видимым для нас и может постигаться посредством эмпирического восприятия и чувственного уровня познания. Мир «вещей в себе» является непостижимым для нашего ума, по крайней мере, в философской традиции И. Канта.