Существует несколько аспектов кантовского опровержения существования Бога. Их всего три – космологическое, онтологическое и физико-теологическое.
Идея Бога
Идея Бога являет собою идею разума – не категорию.
Это понятие не относится к опыту. Именно эту проблему и необходимо сразу же рассмотреть, так как она обнажает несостоятельность онтологического доказательства.
Во-первых, она указывает но то, что понятие Бога является понятием абсолютной, безусловно нужной сущности. Тем не менее, даже до 17 века никто и не предполагал рассмотреть онтологическое доказательство существования Бога.
У Р. Декарта – Бог является абсолютно необходимой и безусловной сущностью. Если взять треугольник, то мы не можем не признать, что у него есть три угла. Так же и Бог. Это понятие, которое обладает нужную и существующую сущность. Положение, при котором треугольник содержит три угла являет собою необходимое положение. Оно будет необходимым лишь тогда, когда нам будет дан треугольник. В том случае, если он отсутствует, отсутствует и необходимость.
Такой же контингент вещей обстоит и с другими сущностями. Необходимость является важнейшим по отношению к содержанию, а не существованию. Ежели я полагаю, что Бог существует, то существует и необходимость.
Таким образом, необходимость – это предикат суждения. Бог является субъектом суждения.
В том случае, когда я опровергаю предикат, а оставляю лишь субъект, возникает противоречие. Единственной возможностью является только пустая декларация глупого суждения существования Бога. Это не есть доказательством.
Во-вторых, у Декарта Бог является идеалом, совершенством и всереальной сущностью. Одним из достоинств Бога является существование. Если же нет его, что всемудрость и всемогущество ничего не стоят. Когда утверждают, что Бог – всеидеальное существо, то порождается противоречие – если же Бога нет, то идеал не является совершенным.
Кантовское бытие не является реальным предикатом. В действительности содержится не более, нежели в возможности. Какое бы содержание не было в нашем понятии, нам требуется выйти за границы данного понятия. Сделать это необходимо для того, чтобы решить проблему существования объекта.
Для вещей эмпирического познания выход заключается в опыте, для рационального познания – в опыте, идеи которого находятся за границами возможного.
Доказательства
Кант опровергал наличие Бога. Основу составляет идея тождества мышления и бытия применительно к Богу.
Бог являет собою идею, которая выходит за грани человеческого опыта и является голой спекуляцией, так как тождество является недоказуемым.
Кант излагает космологическое доказательство, которое разбито на несколько компонентов.
- если существует нечто, то должна быть и абсолютно нужная сущность, причем существовать необходимо;
- эмпирический факт – это личное существование и бытие, наличие окружающего меня мира;
- неопределенный опыт не является определением сущности вещей;
- следовательно, необходимо, чтобы существовала абсолютно необходимая сущность;
Данная сущность может определяться как вседействительная сущность, каковой является Бог.
Вывод И. Канта
Все доказательства по Канту являются совершенно бесплодными и никчемными по своему содержанию. Все притязания на значимость доказательств существования Бога являются бесплодными.
Никакие рациональные методы не помогут доказать существование Бога.