Априорное знание
Априори - это знание, которое получено непосредственно до опыта и вне зависимости от него.
Априорное знание является первичным и предшествующим опыту, так как оно заранее известное. Данный философский термин получил значительное распространение в логике и теории познания благодаря И. Канту. Идея априорного знания неразрывно связана с представлением в внутренних источниках активности мышления человека. Априоризм - это учение, которое признает знание априори.
Противоположным знанием является апостериорное - получаемое вследствие обретенного опыта.
И. Кант, как яркий представитель Немецкой классической философии, в своей работе "Критика чистого разума" рассматривал априорное знание как условия всеобщности, необходимости и организованности опытного знания. Познание в полной мере соответствует данным параметрам как своему идеалу.
Априорное знание Канта - это необходимые и всеобщие, не зависящие от опыта понятия. Апостериорное - все опытное знание - единичное и случайное.
Апостериорное знание
Апостеориори - это знание, которое получено непосредственно от приобретенного опыта.
Аостериори противопоставляется априорному знанию. С течением мировой истории определение термина видоизменялось. Нынешнее "классическое" понимание приписывается И. Канту.
Оппозиция априорного и апостериорного возникла еще в период Античности и прослеживалась в контексте философской традиции Аристотеля и Платона. В дальнейшее время данное различие исследовалось средневековыми арабскими философами (Ибн Руш, Ибн Сина) и западными схоластами (Тома Аквинский, Альберт Великий).
В период Нового времени Лейбниц изменил значение обоих понятий. Апостериорное познание отличается от априорного познания как "истина факта" от "истины разума". Именно данное разграничение в своей философской традиции развил И. Кант. Всеобщие принципы познания являются априорными, а знание апостериорное приобретается посредством чувственного восприятия. Чувственный опыт является случайным, так как предыдущий опыт не отрицает возможного обретения в будущем опыта нового, который не будет согласовываться со старым.
Знание, которое базируется лишь на чувственном восприятии не является истинным. Для приобретения всеобщего и необходимого характера апостериорного знания нужно подвести чувственный опыт под определенные априорные формы знания, вследствие чего можно познать и особые законы "восприимчивых" наук. С позиции И. Канта, математика является примером знания априори, в то время как физика - апостериорное знание.
Сопоставление априорного и апостериорного
Апостериори и априори являют собою два связанных понятия научно-философского дискурса, которые обозначают два различных типа знания. К первому относится знание, которое обретается посредством чувственного опыта, а второе является независимым, так как предшествует любому опыту.
Немецкая классическая философия окончательно устанавливает границы между двумя видами знания, которые являются по своей сути противоположными. Тем не менее, такая противоположность не является преградой для их сосуществования, так как «фактическая» истина предшествует «разумной» истине.
Данные две категории могут соотносится, как чувственное и рациональное познание. Одно базируется на эмпирическом восприятии, а другое – на познании посредством разума.