Наука – это высшая форма познавательной деятельности человека, основанная на теоретическом освоении реальности на основе рациональных методов.
Философия науки
Начиная с XVI века наука предстает как центр европейской культуры. Долгое время именно с наукой связывали дальнейший прогресс человечества, однако сейчас ситуация изменилась, все чаще слышны заявления о кризисе техногенной цивилизации и приближающейся экологической катастрофе. Соответственно, необходим поиск стратегий выхода из кризиса, в которых наука продолжает играть ведущую роль, поэтому сейчас повышается внимание к философии науки.
Наука предстает как многоаспектное явление, которое включает в себя:
- совокупность знания;
- способ получения информации;
- наука как социальный институт.
Наука как знание представляет собой совокупность фундаментальных наук, в рамках которых решаются различные теоретические вопросы, но которые закладывают основу под дальнейшее развитие науки, в том числе прикладной; естественных наук, в них вопросы ставит природа, а человек пытается ее познать; общественных наук, которые сосредоточены на изучении человека и его общественной жизни.
С точки зрения позитивистского подхода наука предстает как система знаний и идей, которые отвечают принципам логики, осмысленности и т.д. Именно такой образ формируется у большинства неспециалистов, в том числе при помощи системы образования.
Вместе с тем знания играют в науке двоякую роль – с одной стороны они выступают результатом науки как познавательной деятельности, а с другой они являются тем теоретическим базисом на котором выстраиваются сами исследования их методология и картина мира ученого.
Наука также является и социальным институтом, объединяющим всех субъектов науки от отдельных ученых и коллективов, до научных школ и мирового научного сообщества, в специальных формах социальной организации их взаимодействия, обмена информацией и сотрудничества, а также передачи опыта и подготовки новых научных кадров.
Наконец наука выступает наиболее совершенным видом познавательной деятельности человека, который специфически отличается от других способов познания – философии, искусства, мифа, бытового познания. Ее отличительными чертами является наличие специальных, разработанных именно для познавательной деятельности методов и способов объединенных в сложную и разветвленную систему методологии, качественная характеристика результата – знаний, которые не только стремятся сделать максимально объективными, т.е. соответствующими собственных характеристикам объекта, но также придают им внутреннюю логическую структуру в виде системы теорий, парадигм, гипотез, концепций, и наконец, занятие наукой требует от ученого усвоения специфической научной культуры – перечня, норм, правил, ценностей и идеалов научного работника, которые являются специфическими в отношении других видов деятельности.
Основания науки
Наука как познавательная деятельность опирается на три основания:
- нормы и идеалы науки,
- научную картину мира,
- философские основания.
Идеалы и нормы науки вырабатываются одновременно на двух уровнях ее функционирования – на уровне социального института, в виде тех требований и положений научной культуры которые необходимо усвоить и выполнять как обычному ученому, так и сообществу в целом, так и на уровне науки как познавательной деятельности.
В данном аспекте ее идеалы и нормы реализуются на трех взаимосвязанных уровнях:
- вневременном, отличающем науку от других видов познавательной деятельности;
- историческом, который содержит те установки и требования которые доминируют в науке в настоящий момент, в данную историческую эпоху;
- предметно-историческом, который предполагает приложение требований второго уровня к конкретным предметным областям науки и заключается в выработке конкретной методологии частных наук.
Научная картина мира представляет собой перечень онтологических принципов на которые опираются ученые при выстраивании всей системы научных знаний, при выдвижении новых гипотез и интерпретации фактов таким образом, чтобы они встраивались в текущую картину мира, а не противоречили ей.
Понятие картины мира тесно связана с понятием научной парадигмы, предложенным Т. Куном. Согласно его идее на протяжении истории развития науки, научные картины мира или парадигмы неоднократно сменяли друг друга, а вместе с ними менялось и представление об окружающем мире, его законах и сущности. При этом теории, относящиеся к различным парадигмам неправомерно сравнивать между собой, так как они отталкиваются от разным способов понимания действительности.
В своем стремлении к получению объективного знания наука, равно как и научная картина мира, находятся впереди обыденных представлений о реальности, равно как и впереди прагматической возможности использования фундаментальных открытий и знаний. Из-за этого возникает разрыв который затрудняет понимание фундаментальной науки не только для широких масс населения, но и для неспециалистов, напрямую взаимодействующих с учеными и формирующими заказ – представителями бизнеса и государства. Философские основания науки являются той системой, которая обеспечивает для научных открытий такую форму выражения которая позволила бы широким массам воспринять научные знания и повлиять на их картину мира в сторону ее приближения к научной.
Условия возникновения науки как познавательной деятельности
Возникновение науки, как специфического вида познавательной деятельности, оказалось растянуто во времени на достаточно длительный период – от античности до Нового времени. Причины столь длительного периода созревания науки связаны как с особенностями формирования научной картины мира, так и идеалов, и норм науки в различных обществах.
К периоду античности в различных обществах – египетском, месопотамском, индийском, китайском, уже было накоплено достаточно большое количество знаний, соответствующее пред научному этапу развития общества. Однако первое истинно-научное знание сформировалось в древней Греции. Это было связано с особенностями общественного устройства – а именно развития демократических полисов, где знания не передавались в рамках узкого круга лиц, как сакральная ценность, а выносились на широкое обсуждение. При этом к ним предъявлялись требования доказательности и аргументации позиции, истинность знаний проверялась дискуссионным путем.
Однако единственной научной дисциплиной античности осталась математика. Для формирования собственно науки требовалось приложить нормы и принципы математики и логики к естествознанию, однако в мировоззрении древних греков это было невозможно – мир природы и мир чисел были непреодолимы отделены друг от друга. Потребовались столетия и полная смена мировоззрений, чтобы в Новое время ученые смогли сформировать первые естественные науки и заложить основы как современной методологии, так и картины мира.