Понятие общественного сознания
Общественное сознание – это система, включающая идеи, теории, взгляды, свойственные обществу на определенном историческом этапе.
В своем развитии оно усложняется. В рамках первобытного общества, оно содержит ряд эмпирических знаний, понятие морали, отдельные верования и зачатки искусства – наскальную живопись, мифы и скульптуру. Позже, по мере расширения материального производства, происходит увеличение числа его компонентов, то есть корни его изменений лежат не внутри его самого, а в общественном бытии – материальной деятельности, материальном производстве и производственных отношениях.
Выделяют несколько причин такой относительной самостоятельности:
- структурная сложность явления;
- подсистемы развиваются и функционируют по своим специфическим законам;
- господствующая элита стремится к развитию того, что выгодно только для нее, а тормозит то, что не соответствует интересам.
Структура общественного сознания состоит из уровней, сторон и форм.
Уровня у него два: обыденное и теоретическое сознание.
Обыденный уровень – это сумма знаний, которые обслуживают ежедневные потребности человека. Отличает его поверхностность, ненаучность, консерватизм, оно преимущественно базируется на традициях. Главный компонент его – здравый смысл.
Теоретический уровень – это совокупность знаний, которую формируют профессионалы. Данный уровень – доказательный, динамичный, постигающий истинную суть явлений.
Часть теоретических знаний – научная, со строгой системой понятий, категорий и законов, осуществляет проверку положений на практике. Постепенно многие теоретические знания в упрощенном виде переходят в обыденное сознание.
Научное сознание
Научный тип общественного сознания – это тип объективно-достоверного знания, которое было проверено практикой и пронизано определенным мировоззрением.
Возникает научное сознание на основании потребностей людей, когда в ходе общественного развития оформился и тип абстрактного мышления. Научное сознание основано на огромном количестве эмпирических сведений, накопленных в античный период. При рабовладельческом строе стало необходимо теоретически осмыслять достигнутое. Основные положение научного сознания являются строго доказательными по своему содержанию, а также четко систематизированными по форме.
К основным структурным частям относят:
- эмпирические знания – это знания, которые человек получил в результате своих ежедневных действий, специально проведенных опытов и экспериментов;
- теоретические знания – это совокупность обобщенных аргументированных разработок, занимающихся исследованием эмпирических данных;
- философские знания – призваны обеспечивать мировоззренческую направленность науки, связь результатов развития конкретных научных отраслей и выявленных всеобщих закономерностей мира.
Однозначно оценить роль науки невозможно. Разработано несколько концепций. Наиболее распространенные из них сциентизм и антисциентизм.
Сциентисты абсолютизировали роль науки, причем преимущественно они провозглашали приоритет естественных, математических и технических систем знания, а также отрицали роль философии в познании мира и общественной жизни.
Антисциенисты обращали внимание на ограниченные возможности науки, а также существование ее уникальных границ действия и невозможность решения всех сущностных проблем бытия мира и человека.
Общественная психология проходит стадию своего формирования в ходе ежедневной человеческой деятельности, однако в ней доминирующим является не знание действительности, а отношение к этому знанию, то есть чувственная оценка деятельности. В общественной психологии выражены интересы разных социальных групп. Она также включает эмоциональное отношение личности или социальной группы к определенным событиям общественной жизни, включая чувства и настроения людей.
В общественной психологии важную роль играет общественное движение, оно же побуждает людей на совершение разного рода действий, поэтому вырабатывая политическую платформу, важно учитывать общественную психологию, изучать настроение людей, уметь его спрогнозировать на ряд политических действий. Общественная психология тесно связана с идеологией, относящейся к высшему уровню общественного сознания.
Идеология – это система типизированных, теоретически обоснованных духовных выражений разных социальных групп и общностей.
Идеология является сложным духовным образованием, включающим в себя определенную теоретическую основу. Идеология, в отличие от психологии, не формируется из ежедневной человеческой деятельности, а является плодом целенаправленной человеческой деятельности. Принято различать прогрессивную, консервативную, научную и ненаучную идеологию. Характер идеологии, ее роль в обществе напрямую зависит от того, чьим социальным интересам она соответствует, как соотносится с объективными потребностями общественного развития.
Процесс формирования общественной психологии протекает в ходе повседневной человеческой деятельности, но преобладающим в ней является на знание истины, а отношение к этой истине, то есть чувственная оценка деятельности. В общественной психологии выражены интересы разнообразных социальных групп. Она включает также и эмоциональное отношение личности или социальной группы к определенным явлениям жизни, вместе с чувствами и настроениями людей. Обыденное сознание и общественная психология стоят на одной ступени общественного сознания и взаимосвязаны. Общественной психологии отведена важная роль в общественном движении, оно толкает людей к разного рода деятельности, в связи с чем при выработке политической платформы и линии необходимо вести учет общественной психологии, изучать настроения людей, уметь предсказывать взгляды на разные политические и общественные действия.