Биография
Насир Хосров родился в 1004 году в селе Кубадиян на территории современного Таджикистана. Философ и поэт происходил из семьи состоятельного землевладельца и до сорока лет вел достаточно размеренную жизнь на посту чиновника в Мерве, как при дворе Газневидов, так и после завоевания страны сельджуками. Однако в сорок лет мыслитель пережил духовный кризис, возможно подкрепленный сменой власти и отправился в путешествие, в котором посетил страны от Индии до Египта.
Во время пребывания в Каире Хосров был обращен в исмаилизм, или по другой версии в карматство. Особенно большое впечатление на Хосрова произвел тот факт, что в карматских общинах все люди равны между собой и перед богом, а отличаются лишь степенью своего продвижения к божественному.
Так или иначе, но Насир Хосров получил от халифа фатимидского государства ал-Мустансира титул худджат, являющийся одним з высших духовных титулов, а также задание проповедовать исмаилизм/карматство в Хорасане. Насир с энтузиазмом принялся за выполнение задания, однако несмотря на непубличный характер его деятельности, так как карматская проповедь предполагает не выступление на площади, а борьбу за каждую отдельную душу, на Хосрова все-таки легки подозрения в ереси, и он был вынужден бежать.
Приют Насир Хосров нашел на Памире в неприступных горных селениях, под покровительством правителя исмаилита. Там он проводит остатки своей жизни, полностью посвященные созданию его главных трудов, в которых раскрывается система исмаилитской/карматской веры:
- Книга сияния,
- Лик веры,
- Раскрытие и освобождение,
- Пропитание странствующего.
Религиозные воззрения Насира Хосрова
Современные исследователи, рассматривая труды Хосрова, относят их как к карматскому течению, так и к исмаилизму, что неудивительно, поскольку оба данных течения в рамках ислама являются крайне близкими между собой и одинаково далекими от основных исламских течений.
Возникновение исмаилизма связывают с расколом внутри шиитского движения, который произошел в 765 году. Раскол был вызван во многом социальными причинами, поводом же для него стало лишение имамом Джафаром ас-Садиком своего сына Исмаила права на занятие места имама после его смерти.
Причины подобного поступка лежали с одной стороны в крайнем религиозном радикализме Исмаила, который привел бы к нарушению хрупкого равновесия между шиитами и суннитами, а с другой стороны в значительной поддержке Исмаила простым народом, который жаждал реформ и облегчения своего положения. Не только действующий имам, но и шиитская знать относились к кандидатуре Исмаила с большим неодобрением.
Однако лишения права наследования в пользу младшего брата привело лишь к усилению волнений и формированию религиозно-политической группировки вокруг Исмаила. Вскоре после этого Исмаил умирает, что закономерным образом связывается с действиями шиитов. Однако не факт его смерти, не выставление тела Исмаила на всеобщее обозрение в мечети, не в состоянии остановить разворачивающийся маховик событий. Сторонники Исмаила либо отказываются верить в его смерть и считают, что будущий имам на время затаился, либо предполагают, что он вошел в особое невидимое состояние гайба, из которого выйдет в соответствии с решением божества.
Религиозное движение исмаилитов постепенно росло и крепло преобразуясь из разветвленной и хорошо законспирированной секты в мощное государство Фатимидов с центром в Каире. Внутри самого исмаилизма возникают разнообразные течения:
- семеричников,
- низаритов,
- мусталитов,
- карматов и др.
Характерной чертой их учения стала идея о пришествии семи пророков, несущих божественное откровение, которых сопровождают семь молчальников, т.е. людей которые не говорят сами, а лишь толкуют откровения пророков. Между пришествием пророков сменяются в свою очередь семь имамов углубляющие и расширяющие их учение. Исмаилиты живут в ожидании пришествия седьмого скрытого пророка, после пришествия которого во всем мире воцарится божественный разум.
Карматы в свою очередь представляют собой ответвление исмаилитского течения. Их возникновение относится к 887 году, когда исмаилитский проповедник обращает в свою веру Хамдана ибн аль-Ашаса, прозвище которого звучало как Кармат, что означало «коротконогий». Кармат принадлежал к наиболее низким слоям общества, бедноте и рабам, и среди них он начинает распространять новую веру. Кармат учит что в скорости придет седьмой пророк и мир погрузится в благодать, а до того времени бог разрешает исмаилитам убивать мусульман. Кроме того, Кармат отрицает значение каких-либо религиозных обрядов и действий.
Секта Кармата быстро растет и превращается в разбойничью группировку, которая начинает подминать под себя окрестные территории. Со временем Кармат ужасается результатам своей деятельности и исчезает, однако карматское направление продолжает жить и без него. С 890 по 976 год карматы совершают постоянные набеги на окрестные государства заставляя их платить дань, срывают традиционное паломничество – хадж мусульман в Мекку, а в 930 году и вовсе устраивают в священном городе резню и похищают черный камень.
Однако после крупного поражения в 976 году влияние карматов идет на убыль, они лишаются значительной части контролируемых территорий и окончательно разбиты в 1067 году. Последнее упоминание о существовании карматских общин в Бахрейне принадлежит самому Насиру Хосрову.
Вклад в поэзию и философию
Философские воззрения Насира Хосрова наиболее ярко отражаются в его произведении «Гармония двух мудростей». Оно построено в форме диалога между античной философией и карматской/исмаилитской теософией. По результатам труда Хосров обосновывает принцип преемственности мудрости античных авторов карматами/исмаилитами которые единственные выступают их истинными наследниками и толкователями.
Хосров уделяет большое внимание человеческому познанию, возможности которого считает безграничными, при этом суть самой науки раскрывается им через мистическое проникновение в сущность вещей.
Хосров также вносит огромный вклад в поэзию, в возрождение персидской словесности. Его произведения носят как религиозный, так и острый социальный характер обличая мусульманских правителей, имамов, и в особенности придворных поэтов, восхваляющих своих покровителей.