Сущность и объект социальной философии
В современном мире социальная философия признана важнейшей областью философского знания. Она нацелена на осмысление тех состояний и процессов, которые осуществляются в жизнедеятельности человека в его неразрывной связи с обществом. Она несет в себе все самые общие с философией черты, поскольку является ее составной и, в определенном смысле, неотъемлемой частью.
Эти черты присущи философскому знанию, но при этом социальная философия обладает рядом специфических характеристик, например, объект и предмет ее исследования. объектом познания социально-философского направления является не весь мир в его целостности, а лишь общество.
Общество – это способ и результат взаимодействия людей как друг с другом, так и со всем окружающим миром. Таким образом, общество – это не только средство, но еще и цель, к которому стремится каждый человек, чтобы стать частью чего-то большего и реализовать в нем свои навыки и ключевые способности.
Общество, как объект социально-философского познания, подвержен постоянному динамичному изменению. Это действительность общественной жизни, которая находится в единстве всех отношений людей и отражает их многообразие в зависимости от ролей и статусов, которые занимают личности в процессе взаимодействия. Соответственно, в качестве предмета социальной философии выступает не знание общего о всем бытие мира, а знание всеобщего о целостности общественного бытия. Очень важно исследовать условия и факторы развития человеческого совместного (коллективного) существования.
Именно обособление объекта и предмета социально-философского знания позволяет определить основную его проблему: вопрос о том, что есть общества, а также какова его природа. Сюда же входят вопросы о закономерностях возникновения, текущего существования и перспективах развития, которые ждут человеческий социум через пять, десять или сто лет.
Основные направления социально-философского знания
Существует несколько особо значимых направлений, которые характеризуют социально-философское научное течение.
Во-первых, это позитивистская социальная философия. Ее представителями являются такие знаменитые авторы, как Огюст Конт и Герберт Спенсер. Еще в начале 19 века Огюст Конт ввел в научный оборот термин «социология». Оно означает учение об обществе, закономерностях и явлениях в его подструктурах.
В своей социальной науке (иначе он дал ей несколько названий – «положительная философия», «социальная физика») Конт выступил против той идеи, что общество – это всего лишь совокупность индивидов, которые существуют автономно друг от друга. По его мнению, человек – не просто отдельный индивид: он есть продукт тех социальных обстоятельств, которые фиксируются в общественной системе и оказывают влияние на его мировоззрение, социальные установки.
Второе направление – это марксистская социальная философия. Его представителями являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Данное направление исходит из сразу нескольких положений:
- Во-первых, совокупность общественных отношений и взаимосвязей образуют отношения между индивидами, что и делает их единым обществом;
- Во-вторых, через систему присущих человеку общественных отношений общество может определять как содержание, так и направленность деятельности других людей. Оно напрямую воздействует на формирование человека, его дальнейшее развитие в сложившихся социальных, экономических, политических и духовных условиях.
Представителями третьего направления – психологического (возникло на рубеже 19-20 веков) являются Лестер Уорд, Габриэль Тард, Вильфредо Парето. Они восприняли идеи эволюционного развития социума, которые были разработаны Контом и Спенсером, и перенесли центр тяжести с биологических элементов на психологическое состояние. Тем самым они сделали достаточно успешные попытки раскрыть психологические причины тех или иных действий человека, его поведения, которое оказывает влияние на других членов общества.
В процессе взаимодействия человека или более широкая социальная группа подвержена такому явлению, как подражание. Тард указал сразу несколько основных законов, которые характеризуют содержание процесса подражания, а также его реализацию в практической жизни общества:
- Во-первых, это закон повторения, который заключается в усвоении и последующем воспроизведении людьми тех или иных свойств и новшеств, которые ведут к развитию всей общественной системы.
- Во-вторых, закон оппозиции, который выражает борьбу самих новшеств со старыми пережитками.
- Третий закон – приспособление. Он заключается в адаптации людей к возникающим новым проявлениям окружающей среды, а также к изменившимся условиям жизни.
Понимающая социология Макса Вебера рассматривает скорее не самого человека, а социальное действие. Он выделяет три их типа (традиционное, целерациональное и ценностно-рациональное), и именно они составляют систему того сознательного и осмысленного взаимодействия людей, в котором человек учитывает как собственное влияние на ход событий, так и испытывает влияние извне (ответную реакцию на свои действия и поведение).
Интересно также такое направление, как фрейдизм (и неофрейдизм). Его представителями являются Зигмунд Фрейд и его многочисленные последователи. Они объясняли существование человека с точки зрения так называемой социальной биологии, которая выделяется тем, что практически полностью игнорирует социальные факторы функционирования и последующего развития общества и его систем. Игнорируется роль социальных связей, а также отношений, которые выражаются в поведении людей и их деятельности. Каждый индивид – это отдельная единица, существующая сама по себе. Движущие силы поведения человека усматриваются, прежде всего, в его биологических потребностях, а также на инстинктивном уровне. Особую роль Фрейд отводит сексуальным инстинктам человека, а также отношениям между людьми именно на этой почве.