Основные направления русского космизма
Русский космизм – это направление русской философии и науки, сформировавшееся во второй половине XIX – ХХ веке как оригинальный вариант мирового космизма.
Русский космизм интересен тем, что в трудах многих ученых этого направления, в частности, Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Умова, Н.А. Морозова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского и многих других рассматриваются сущностные проблемы единства космической природы человека и масштабов его деятельности, отслеживается онтология взаимосвязи человека с космосом.
Нельзя забывать, что интерес к идеям космизма характерен для мыслителей Европы, но наибольшее распространение эти идеи получили именно в России. Причиной этого выступают особенности развития русской философии XIX века, которая представляла человека как атомарное существо, а личность, обладающая всем богатством и индивидуальностью, вместе с тем связанная со всеобщим. Космизм во многом базируется на эволюционных воззрениях, популярных в России.
Основными направлениями русского космизма являются:
- космизм, смешанный с фантастикой, или базирующийся на теологии;
- космизм, связанный с развитием естествознания. В 90-х годах XIX века он был представлена физиком Н. Умовым, рассматривающим человека с позиции его места в универсальном процессе роста энтропии и уменьшения космического хаоса. Данные идеи развивал Циолковский К., пролонгируя проблему космического бессмертия человека;
- космизм, связанный с новациями, представленными в работе Чижевского о воздействии Солнца на жизнь биосферы, а также с его гелиобиологией, космической медициной, астрогеологией и учением Вернадского о трансформации биосферы в ноосферу, его биогеохимией, космохимией, идеей автотрофности человека;
- космизм, базирующийся на идее космоантропологии И. Морозова.
Н.Ф. Фёдоров – родоначальник философии русского космизма
Николай Фёдорович Фёдоров – мыслитель, фантаст, имеющий религиозное мировоззрение. Он родился в селе Ключи Тамбовской губернии, большая часть его жизни прошла в Москве. Он преподавал в разных школах историю и географию. С 1874 года он был библиотекарем в читальном зале Румянцевского музея, сейчас это Российская государственная библиотека.
Во время работы в музее, Фёдоров приобрел широкую известность в научных, философских и литературно-художественных кругах. Его круг общения состоял из Л. Толстого, В. Соловьёва, К. Циолковского, Ф. Достоевского и др. Фёдоров внес огромный вклад в развитие русского книговедения, сохраняя и пропагандируя при этом достояние нации. Сам он вел аскетический образ жизни, считая любую собственность, даже собственные книги и идеи, грехом, поэтому ничего при жизни не опубликовал. В советский период, в связи с религиозно направленностью его взглядов, он был просто исключен из философского поля зрения. Однако философскую систему Фёдорова отредактировали и изложили его последователи и ученики. Например, В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон после смерти Фёдора издали труд «Философия общего дела».
Взгляды Фёдорова – это оригинальный подход к решению рядя традиционных русских философских проблем, основанных на идее поиска глубинных причин зла и разработки проекта, направленного на его преодоление.
При анализе общества и его исторического прошлого, он характеризовал его в качестве непрерывной цепи истребления одного народа другим, вытеснение старшего поколения младшим, в качестве совокупности отношений, проникнутых идеей взаимной вражды и неродственности. Это и стало своеобразным следствием зависимости человеческой жизни от природы, которая подчинена законам конечности и смерти. В таких условиях любой отдельный человек должен решить в первую очередь вопрос самосохранения, что вызывает самоизолированность. Христианство является единственной религией, способной вести человечество по пути всеобщего спасения.
Н.Ф. Фёдоров в целом был духовно одинок, несмотря на то, что с 1901 года его идеи начали набирать популярность. Кто-то его резко осуждал, а кто-то высоко оценивал его взгляды. Он скончался в больнице для бедных в 1903 году и был похоронен в Москве.
Идеи Фёдорова заключались в христианском космизме. Он утверждал, что разум человека порожден эволюцией и является сознательным орудием в ее дальнейшем развитии. Природу он представлял разрушительным началом, слепой и неразумной. В связи с этим людям необходимо превратиться в ее разум, чтобы рационально ею управлять: космосу необходим разум для того, что быть космосом, а не хаосом, то есть оставаться тем, кто он есть.
Человек на Земле смертен, а значит, в мире торжествует зло. Зло проявляется также человеческими недостатками, например, борьбой за существование, страстями, индивидуализмом и пассивным ожиданием Страшного Суда. Преодолеть эти недостатки, победить смерть человеку удастся только с помощью любви, смысл которой для Фёдорова заключается в обращении энергии рождения в энергию воскрешения. Он призывал людей активно превращать мир смертного в мир бессмертный, то есть Царство Небесное.
Суть мировоззрения Н.Ф. Фёдорова:
- деятельность человека затрагивает и космос, охватывая космическое пространство под воздействием внутренних эволюционных импульсов поля деятельности. В перспективе человечеству необходимо научиться управлять как движением Земли и ее атмосферными явлениями, так и всей Солнечной системой и Вселенной;
- регуляция природы осуществляется человеком посредством достижений науки и техники. Высшей целью регуляции выступает воскрешение предков. Путь к нему пролегает сквозь процесс овладения природой, переустройство организма человека, освоение космоса и подчинение космических процессов своей воле;
- исторический процесс рассматривается через призму общего дела. Российское государство играет важную роль в его осуществлении, в связи с тем, что у него есть все необходимые задатки – родовой и земледельческий быт, наличие общины, географическое положение и сознание «виновности».