Понятие мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир и место, которое в нем занимает человек, на отношение человека к самому себе и окружающей его действительности, и сформированные на базе этих взглядов: жизненная позиция человека, его убеждения, идеалы, принципы познания мира и деятельности, а также ценностные ориентиры.
Иными словами, это способ человека осваивать окружающий мир и самого себя посредством осознания собственного места в окружающем мире.
Г.В.Ф. Гегель– известный немецкий философ, отметил однажды, что человек рождается дважды. Первое рождение – это факт начала биологического существования человека, а второе – это его духовное становление, когда у человека полностью формируется собственное видение мира в попытке дать ответ на вопросы происхождения мира, его становления, границах и существовании Бога, а также смысле человеческой жизни. Такого рода вопросы считают мировоззренческими. Их особенность заключается в том, что любой человек, даже если он не склонен к общим размышлениям, все равно ими задается. Другой вопрос состоит в том, какие ответы он на них дает. Характером ответов на мировоззренческие вопросы формируется определенная матрица понимания окружающей действительности.
Считается, что термин «мировоззрение» ввели в научный оборот во второй половине XVIII в. Безусловно, представления о мировоззрении начали формироваться и развиваться задолго до употребления обозначенного термина. Понятия «мудрость» и «высшее знание» - древнейшие эквиваленты мировоззрения.
Природа мировоззренческих вопросов уходит корнями в целостность и единство окружающего человека мира, его взаимосвязанность, с которой человек должен каким-то образом соотнести свою жизнь и представления в условиях конечности собственного существования.
Структура мировоззрения
Сложности при анализе мировоззрения связывают с тем, что мировоззрение имеет общие черты у всех людей, но у каждого все же есть собственный оттенок.
В структуре мировоззрения профессор Радугин А.А. выделил четыре основных компонента:
- Познавательный компонент – состоит, в первую очередь, из знаний, полученных самым разнообразным способом – повседневных, профессиональных или научных. Это конкурентно-научная и универсальная картина мира, в которую включены индивидуальные и общественные знания в систематизированной и обобщенной форме.
- Ценностно-нормативный компонент базируется на различных ценностях, идеалах и убеждениях. Он состоит из верований и норм, которыми должны регулироваться межличностные и общественные отношения. Ценностями обычно считают свойства какого-либо предмета и явления, направленные на удовлетворение желаний людей. В систему ценностей включены представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Разработана определенная иерархия ценностей. Социальные нормы, подразделяющиеся на моральные, религиозные и правовые, которые являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки человеком собственных отношений с окружающими людьми.
- Эмоционально-волевой компонент – это эмоциональная окраска ценностей, убеждений, верований, а также психологическая установка на готовность действовать в соответствии с ними.
- Практический компонент – это реальная готовность человека действовать, поступая определенным образом в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что перечисленные компоненты есть у каждого человека, они по-разному соотносятся у конкретного человека, что и порождает особые, характерные только для него индивидуальные черты.
Уровни мировоззрения
Основа мировоззрения любого человека – это его жизненно-практический уровень, который состоит из повседневных знаний, ценностей, норм и установок. На этом уровне идет формирование ведущих основ личности человека. Вместе с этим, данный уровень даже не предполагает наличие осознанных целей и задач человеческой деятельности. Определенная замена рациональности – это обычаи и традиции, жизненный мир человека, то есть мнение его родственников и друзей, а также социальные стереотипы.
Теоретический уровень мировоззрения обычно базируется на жизненно-практическом и как бы надстраивается над ним, хотя и продолжает испытывать его воздействие всю жизнь. Он формируется при получении образования или изучения рациональной культурной традиции. Теоретическому уровню мировоззрения характерна систематичность и наличие иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна также в рамках жизненно-практического уровня, но по сравнению с теоретическим мировоззрением ее объем будет существенно меньше.
Формы мировоззрения
Так как человек является отдельно существующим индивидом, зависящим от социального окружения, его мировоззрение может иметь разные формы. Наиболее распространено выделение в мировоззрении человека индивидуальных, групповых и общественных черт.
Индивидуальное мировоззрение – это перечень норм, ценностей, идеалов, знаний и представлений, характерных каждому человеку отдельно, они следуют из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта.
Групповая форма мировоззрения – это те же самые знания, интересы, нормы и ценности, которые сформировались у человека в ходе взаимодействия с членами родственной для него социальной группы – семьи, трудового коллектива, социальной страты.
Общественное в мировоззрении – это более обширная форма мировоззрения, которая сформировалась под воздействием на индивида макросоциальных групп – нации, народа, этноса и пр. Общественной формой мировоззрения можно считать и гражданское сознание. Необходимо заметить, что групповые и общественные формы мировоззрения не могут существовать сами по себе, то есть в качестве самостоятельных сущностей. Они формируются в процессе деятельности каждого человека и коммуникации между людьми.