Сущность и принципы позитивизма
Позитивизм – это философское течение, утверждающее, что единственным источником истинного знания выступают эмпирические исследования, а не умозрительные рассуждения.
Принципы позитивизма:
- философское знание должно отличаться достоверностью и точностью;
- в ходе познания необходимо использовать научный метод, базируясь на достижениях смежных наук;
- основным путем достижения знания выступает эмпирическое наблюдение;
- философия должна заниматься исследованием фактов, а не их причины;
- философии необходимо избавиться от ценностного подхода и оценочного характера исследования;
- философии необходимо занять свое место среди наук, прекратив свой «диктат».
Дух человека в своем развитии проходит три ступени:
- религиозную, концептуальный объект которой – фиктивные теологические образы;
- философскую – оперирует метафизическими абстракциями;
- научную – базируется на позитивном знании.
В соответствии с этим, философия, если она на самом деле стремится быть отнесенной к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений, и стремиться к правильному комбинированию рассуждений и наблюдений, к познанию истинных законов и явлений.
Объяснение явлений – это только установление разного рода связей между разными явлениями и несколькими общими фактами, количество которых сокращается вместе с научным прогрессом.
В своем традиционном, умозрительном виде философия, по взгляду позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. Но так как существование такой всеобщей методологии необходимо, то ее нужно выработать на базе синтеза частнонаучных методологий и обобщить в особой позитивной науке.
Философские воззрения выдающихся представителей позитивизма
Основной работой О. Конта считается «Курс позитивной философии». В наибольшей степени позитивистская позиция приобрела популярность в социологии, не случайно ее основатель именно О. Конт. Давая собственную классификацию наук, он среди таких основополагающих наук, как физика и биология, специально выделил социологию. Сам термин тогда не был таким популярным, поэтому Конт использовал название социальная физика. Данное обозначение очень характерное, четко отражающее сущность позитивистского подхода. Для описания и предсказания в природе существует наука, базирующаяся на физических представлениях о мире, также и относительно общества должна существовать такого рода физика, наука, занимающаяся исследованием закономерностей общества.
После того, как О. Конт умер, центр позитивистской мысли сместился в Англию. Английский позитивизм, в первую очередь, связывают с именем логика Джона Стюарта Милля. Он известен своей работой «Система логики силлогистической и индуктивной». В этой работе Милль занимался развитием индуктивных логических методов Фрэнсиса Бэкона – основоположника английского эмпиризма. Это не случайно, так как основным принципом эмпиризма является то, что все знание проистекает из чувственного опыта и ощущений, что неизбежно ставит вопрос о том, как именно данные наблюдений трансформируются в утверждения, называемые в науке законами.
Однако принципиальная разница между эмпирическими и теоретическими утверждениями, по мнению Милля, отсутствует. Он стремился к ослаблению жесткой механистической и физикальной трактовки поведения человека, которая лишала личность любого проявления свободы, а значит и возможности совершить нравственный поступок. Однако, в этике Милль обосновал так называемый утилитаризм, то есть основывался на принципе польз: люди должны поступать нравственно, так как это более выгодно, чем поступать безнравственно. Этот взгляд противоположен классическому, кантовскому, трактующему нравственное в качестве самоценного.
Еще один крупнейший представитель английского позитивизма – Герберт Спенсер, интерпретация позитивизма которого получила всемирное распространение вместе с распространением дарвинизма, то есть эволюционной теории, и биологии вообще, которыми во второй половине XIX века переживался бурный расцвет.
Понятие эволюции Спенсер заимствовал их теории эволюции видов, было центральным понятием его учения. Он распространял понятие эволюции на понимание всего существующего, включая общество: из этого берет начало эволюционная социология Спенсера. Эволюция в его представлении сводится к двум противоположным процессам:
- интеграция телесных частиц;
- дифференциация телесных частиц.
Механизм истолкования эволюции привел Спенсера к мысли, что все эволюционные законы в неживой природе и в живой природе и человеческом обществе не имеют принципиальных различий. Это связано с тем, что принципиальное различие в ощущениях у нас отсутствует, на уровне ощущений и человек, и собака имеют лишь внешние отличия. Спенсер придерживался принципа эмпиризма, несмотря на попытки соединить его с априоризмом, который он толковал в качестве закрепленного биологического опыта предыдущих поколений, то есть Спенсер говорит о самом эмпирической опыте, только в сокращенном виде.
На этом основании сформировался редукционизм, характерный для всего позитивного, но наиболее ярко проявившегося у Спенсера, особенно в его социологии. Дело в том, что все социальные явления он толковал исключительно с биологической и организменной точек зрения, то есть низводил социальное целое до уровня организма.
Спенсера считают основоположником органической школы социологии.
По большому счету, он уподоблял человеческое общество организму животного. Считая, что общество развивается и эволюционирует в соответствии с законами, схожими с теми, которые открыл Ч. Дарвин. И по мере развития, социальный организм приобретает специализированные органы, например, социальные группы и политические институты. Государство является центральной нервной системой, пути сообщения – кровеносными сосудами, а революция - болезнью.