Учение Платона о любви
Важную роль в философии Платона играет тема любовного влечения (эроса). За заслуги в развитии философии любви его даже называли «философским первоапостолом Эроса». Платона, в отличие от других античных философов, больше всего интересовал вопрос любви. Существует научное мнение, что анализ любви, пожалуй, является самым впечатляющим из всех сочинений Платона.
Само понятие любви в древности мало исследовалось. Но о том, что это такое, была создана целая классификация. Для древних философов любовь как космическая сила была основой, объясняющей все мироустройство. Это было отражено в мифах об Афродите (Венере) и Эросе (Амуре). Эрос Платон рассматривал как стремление души к добру.
Платон выступает с определением телесной любви, которая значительно сужает кругозор и ищет только удовольствия, а также приводит к собственнической установке в отношениях, стремясь по существу поработить, а не освободить (где свобода – это благо, которое может дать любовь в человеческих отношениях).
В простейшей форме любовь выражается в страсти к определенному человеку и стремлении к бессмертию, достигаемому рождением от этого человека детей. Высшая форма любви предполагает духовный союз и создание общественного блага. Высшей формой платоновской любви является любовь к мудрости, или философии, а вершиной ее является понимание мистического образа идеи добра.
«Вот как надо идти в любви – самому или под чужим руководством: от отдельных проявлений прекрасного надо все время, как по ступеням, подниматься вверх к самому прекрасному – от одного красивого тела на двум, а затем от двух ко всем, а потом двигаться от прекрасных тел с прекрасными нравами, а от них к прекрасным учениям, пока вы не подниметесь от этих учений к тому, что есть учение о самом прекрасном, и вы в конце концов узнаете, что это такое – прекрасное» («Пир», 211 c-d). Любовь помогает быстро сделать первые шаги философского пути:
- здесь мы испытываем то самое удивление (ведь это начало философии), которое заставляет нас остановиться и признать в человеке, одном среди многих других, единственного и неповторимого;
- помогает обнаружить, почему глубокое чувство и личное переживание нельзя выразить словами или, во всяком случае, обычными словами;
- она учит, что значит бороться за любимый предмет, думая только о нем и видя его как самое главное, забывая обо всем остальном.
Эти уроки любви помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным знанием, усилием, сосредоточенностью на существенном и отстранением от незначительного. Платон утверждает, что в любви реализуется стремление к добру и бессмертию, сохранение себя в вечности продолжением рода. И дело не только в детях. Патон особо выделяет «духовно беременных», т. е. рождающих добродетели, открытия, творения. Именно это «потомство» бессмертно. Те, для кого тело стремится избавиться от бремени, смотрят больше на женщин и тем служат Эросу, надеясь через роды обрести бессмертие и счастье и оставить им память о себе на вечные времена. Беременные женщины духовно беременны тем, что приходится терпеть душе. Самое главное и прекрасное — это уметь управлять государством и домом, и это умение называется благоразумием и справедливостью.
Платон, рассматривает земную любовь как ступень на пути к любви небесной. По мере обретения мудрости человек начинает ценить духовную красоту выше телесной и «созревает» до любви высшего порядка, которая и составляет суть творчества, отсюда название «платоническая любовь» — из платоновской теории эроса.
Одна из сложных задач платоновского философского воззрения — видеть в мире только одно начало, именно хорошее — решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но трагедия личной любви заключается в том, что она часто затемняет существенное: тело затемняет душу, индивидуального человека и его красоту – красоту истины и бытия. Истина любви всегда будет заключаться в том, чтобы идти по пути любви, как по пути философии, и видеть за телом душу, за мимолетной красотой — вневременную красоту добродетели и идей, которая, в свою очередь, может вести только к добру и к Богу.
Ценность платоновского учения о любви
Философия Платона стала ценным интеллектуальным достижением античной эпохи. Ученики Платона в начале и особенно в конце истории античной философии (неоплатонизма) стали образцовыми и важными авторами, чьи труды до сих пор составляет основу философского образования.
Учение Платона о любви заслуживает внимания потому, что Платон стоял у истоков эротической философии, позднее имел последователей, учение об эросе содержало множество способов возможного понимания как любви, так и связанных с ней явлений, включая разум, познание, вплоть до самого человека и бытия вообще.
Платон умер в 81 год и был похоронен в Академии. Несмотря на оригинальность его философии, многие ее диспозиции все еще присутствуют в нашем отношении к миру, а образовавшийся от его имени термин «платоническая любовь» продолжает определять совершенно иную форму любви, отражающую его теорию.
Академия Платона просуществовала в Афинах до 529 г. н.э., затем была закрыта по приказу императора Юстиниана, пытавшегося подавить эллинистическую языческую культуру во имя процветания христианства. Многие историки сейчас считают, что эта дата знаменует собой конец греко-римской культуры и начало Средневековья.
Идеи Платона о любви оказали сильное влияние на общество. Оно проявляется в концепции возвышенной любви трубадуров раннего Средневековья. Некоторые даже склонны рассматривать платоновское понимание эроса как предтечу психо-сексуальной теории Фрейда.
Сегодня платоническая любовь сведена к очень узкому смыслу, то есть к почти исчезнувшей форме влечения между противоположными полами. Даже теория Платона, направленная на мистическое понимание Красоты, Истины и Добра, утратила теперь большую часть своего величия.