Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Любовь, брак и семья в различных философских традициях

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Любовь, брак и семья в различных философских традициях
Любовь, брак и семья в различных философских традициях
Определение 1

Любовь – это устойчивая положительная реакция на известный объект удовольствия.

Представление о любви и семье в античной философии

Семья, брак представляют собой социальную базу, кирпичики общества, в связи с чем философия не могла обойти данные феномены стороной и начала их рассматривать с глубокой древности. В античной философии проблемы любви, семьи и брака начинают обсуждать после поворота от онтологической проблематики к этической, совершенного Сократом По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее .

Помощь со студенческой работой на тему
Любовь, брак и семья в различных философских традициях

Основные взгляды на семью и любовь были отражены в трудах таких философов как:

  • Сократ,
  • Платон,
  • Аристотель.

Сам Сократ рассматривал любовь как высокое чувство, чувство потребности. Любящий человек стремится, притягивается к тому, чего ему не хватает, подобно тому как голодный тянется к еде, а нищий к богатству. Как следствие любовь представляет собой союз двух людей, которые находят друг в друге удовлетворение собственных потребностей, недостатков. При этом Сократ превозносит духовную, интеллектуальную любовь, которая может выстроиться между мужчинами, и весьма скептически относится к любви плотской, обусловленной сексуальным желанием, которая возникает между мужчиной и женщиной и оправдана лишь необходимостью продолжения рода.

Схожий взгляд на любовь и семью можно найти и у Платона. В своем идеальном государстве Платон отрицает ценностью семьи как социального института, более того он видит в нем опасность для государства, поскольку семья есть форма собственности, владения мужчиной домом и домочадцами, в то время как для элит государства - философов и воинов, любые частные интересы должны быть исключены в пользу общественных. Главной формой любви для него выступает любовь к мудрости. Деторождение же Платон предлагает организовать исходя из прагматических и научных соображений - сводить лучших с лучшими, а худших с худшими, для улучшения человеческой породы. Женщины и дети должны быть общими, но при этом всякое распутство должно быть исключено, а половая связь необходима лишь для продолжения рода. При этом для женщин и мужчин должны быть строго ограничены репродуктивные возраста, а все потомство, возникшее вне этих периодов должно уничтожаться, равно как и потомство худших из людей.

В отличии от своих предшественников Аристотель имел иной взгляд на семью и брак. Аристотеля по праву можно назвать отцом патриархальной теории. Для него семья не просто объединения людей для решения экономических, социальных проблем и вопросов, но естественная и единственная форма существования самих людей, которые неизбежно тянутся к объединению. Более того семья представляет собой прообраз государства, которые из самой семьи напрямую и происходит через череду ее укрупнений - семья - род - община - союз общин и т.д. Аристотель подчеркивал главенство в семье отца (монарха), а также его обязанности по заботе о членах семьи (народе).

Философские школы поздней античности рассматривали любовь и брак в традиции Сократа и Платона, используя сократические представления о благе и этичности. Так, киники По данной теме мы уже выполнили доклад Кинизм киники подробнее советовали избегать каких-либо соблазнов и условностей социальной жизни, в связи с чем рассматривали и любовь, и брак, как опасные для человеческой аскезы явления. Стоики также относились к любви, как эмоциональному переживанию способному разрушить состояние невозмутимости мыслителя, его готовности принять испытания судьбы. Неоплатоники, рассматривавшие проявления всего материального и природного как безусловное зло, также негативно отзывались о любви и браке. Исключением является позиция эпикурейской школы, которая видя ценность человеческой жизни в наслаждениях призывала не воздерживаться и от любви от брака, если последние могли принести человеку пользу.

Любовь и семья в средневековье

Средневековая философия, а вместе с ней и ее позиция рассмотрения любви и брака, зиждится на христианских догматах, учении, ценностях, а также критическом переосмыслении античного наследства. Восприятие любви строилось на противопоставлении двух ее пониманий:

  • эроса - античного понимания любви, как восходящего, вожделеющего чувства удовлетворения любовной потребности;
  • каритаса - христианского понимания любви, как нисходящего чувства сострадания к нуждающемуся.

Любовь занимала в христианстве важную позицию, однако это была любовь категориально отличная от той любви о которой говорили античные философы. Христианская любовь каритас - это безличное чувство, направленное не на конкретное лицо, но на все человечество в целом, любовь ко всем ближним, убогим, нуждающимся, любовь полностью альтруистическая, безответная и не нуждающаяся в ответе, любовь-страдание. Другим не менее значимым ее компонентом была любовь к Христу, как путь духовного возвышения личности, ее стремления к богу, такая же безличная и безответная.

Отношение к браку в христианстве было различным и постепенно менялось со временем. В раннем средневековье брак слишком сильно ассоциировался с античным представлением о любви, как страсти, желании, в связи с чем отдельными богословами полностью отрицался, как недопустимое и порочное. Другие признавали существование брака лишь для осуществления деторождения, стремясь максимально ограничить взаимодействие мужа и жены. Наконец существовала и реалистическая позиция рассматривающая брак как меньшее зло в сравнении, с постоянной борьбой с сексуальным искушением, понимая брак как "легальный" способ удовлетворения плотских желаний.

Замечание 1

В период средневековья предложенная Аристотелем патриархальная модель семьи, становится доминирующей и традиционной.

Любовь и брак в классической философии

Классики немецкой философии давали разные оценки сущности любви и брака.

И. Кант рассматривал брак прежде всего, как договор, основанный на диалектике свободы и необходимости. В браке оба партнера выступают согласно осознанным необходимостям, практическому здравомыслию, а также сформулированным социально-юридическим нормам. Любовь же рассматривается Кантом как хаотический излишний элемент, на месте которого должна стоять крепкая дружба супругов, верность, долг, целомудрие.

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее также разделяет семью и любовь. Семья предстает для него наивысшим этапом духовного развития личности, ее квинтесенцией. При этом Гегель воспевает предельно патриархальную структуру семьи с деспотическим главенством отца над женой и детьми. Любовь же трактуется им как слишком хаотическое, непредсказуемое чувство, на которое нельзя опираться.

Отличный взгляд на любовь содержится в трудах Фихте По данной теме мы уже выполнили реферат Философия И. Г. Фихте подробнее . Данный философ рассматривал любовь как гармонический союз природы и разума. Согласно Фихте любовь присуща в первую очередь женщине, в то время как природа мужчины - это великодушие, а потому он не способен к глубокой и единичной любви.