Два типа людей
Взаимоотношения между культурой и природой отличаются определенной сложностью. Первоначально может показаться, что понятия не имеют ничего общего между собой. Более пристальное обращение к вопросу показывает, что это не так.
К. Юнг, представитель психоаналитической традиции в психологии, формулирует два подхода к определению отношения культуры и природы.
- Западный человек – экстраверт, его деятельность направлена на актуализацию себя вовне. Поэтому он стремится к господству над природой, ощущая себя преобразователем, а природу представляя как мастерскую.
- Восточный человек – интроверт, ищущий в своем внутреннем мире укрытие, тем самым его развивая и совершенствуя.
Взаимодействие культуры и природы
Природа являет себя одним из факторов, формирующих культуру.
С одной стороны, человек посредством своей деятельности преобразует окружающую среду, тем самым формируя культуру. С другой стороны, современная биология не склонна радикально разводить понятия природа и культура. По их мнению, поведение и деятельность человека не сильно отличаются от аналогичных в животном мире, дело только в разных уровнях сложности организации.
Культура и природа в своей связи взаимовлияют друг на друга.
Влияние природы на культуру заключается в следующем:
- природа определяет потребности людей, что в свою очередь обуславливает процесс мышления и культурной деятельности человека; природа здесь род материала для творчества;
- окружающая природа влияет на тип хозяйства, культуры и на порождаемый всем этим духовный мир общества;
- природа, ее явления способствуют творческому процессу человека;
- наибольшую связь природа имеет с народной культурой, с ее поверьями, основывающимися на природных явлениях и катаклизмах.
При этом имеется и обратное влияние культуры на природу. Сложилось несколько понятий характеризующих указанное влияние.
Культурный ландшафт – это совокупность как технических, культурных, так и природных элементов и явлений, локализованная на определенной территории. Разновидностями указанного типа ландшафта являются антропогенный и техногенно-урбанизированный ландшафты.
Агросфера – это результат воздействия человека на почву в результате окультуривания растений и животных. Часть существующей сегодня природы в свое время была создана человеком под воздействием определенных, в том числе, и культурных целей и идеалов.
Техносфера являет собой созданные человеком элементы природного ландшафта (дороги, мосты и т.п.).
История связи культуры и природы
Взаимосвязь культуры и природы имеет давнюю историю.
Отправной точкой является античная интеллектуальная культура. Так в Древней Греции взаимодействие с природным объявлялось героическим и смелым поступком. К примеру, занятие земледелием являлось родом борьбы за растущий плод. В Древнем Риме наоборот земледелие – это одно из самых спокойных и рождающих гармонию занятий.
В Средние века природа понималась как источник греха и соблазна. Вместе с этим, она являлась преградой для общения между Богом и человеком.
В эпоху Возрождения природа вновь предстает в античном, близком к римскому, понимании. Ф. Петрарка, итальянский поэт, называет ее любящей матерью и кормилицей. Представители эпохи Возрождения утверждают связь искусства с природой, что выражается в уподоблении творчества с созерцанием и отражением природных красот.
С эпохи Нового времени целью культуры становится покорение природы. Наука и культура начинают использовать культуру как экспериментальную площадку. Такое отношение к природе, с одной стороны, дало возможность для научных и технологических достижений, но, с другой стороны, привело к экологическому кризису. Одной из причин экологического кризиса как раз и стало перетягивание каната культурой, одностороннее по отношению к природе.