Культура являет себя сложной, многоэлементной структурой. Этнос и язык являются понятиями, входящими в состав культуры. В рамках ее анализа они обретают свой смысл.
Культура и этнос
Современная исследовательская культурологическая литература не проводит разграничительной линии между культурой и этносом.
Понятие этнос близко к категориям народ и нация. В трактовке понятия этнос сложилось несколько подходов:
-
Объективистский подход определяет этнос как географически, исторически и культурно сложившуюся реальность. В рамках этого подхода сложилось два направления. Во-первых, это понимание этноса как явления социального, берущее своим фундаментом утверждение о том, что этническая культура есть порождение установившихся общественных и морально-правовых норм и отношений. Во-вторых, социобиологическое понимание природы этноса (Л.Н. Гумилев), рассматривающее его как систему. Этнос согласно такому подходу является замкнутой системой, формирующейся на основе общих стереотипов и правил поведения и жизни.
-
Постмодернистский подход основывается на философии структурализма и постструктурализма. Согласно этому подходу этническое чувство – это выражаемый поэтами, писателями и философами конструкт, тип мышления, восприятия и понимания действительности. Здесь этническое понимается как часть идеологии и политики. Этнос в определенном смысле ставится под сомнение.
-
Деятельностный подход утверждает, что этнос – это целостное образование в рамках социальной действительности. При этом этнос обладает своими специфическими признаками: общность территории, языка, религии, духовной и материальной культуры. Кроме того, этнос обладает присущим только ему самосознанием.
Итак, каждый этнос обладает своей специфической культурой. Этническая культура представляет собой совокупность как материальных, так и духовных ценностей, морально-нравственных установок и типов поведения, которые передаются через поколения. В этом смысле этнос – это носитель культуры.
Одной из главных функций этноса является сохранение культурных традиций прошлых поколений.
Этническая культура имеет деление на уровни: профессиональная, бытовая, массовая.
Культура и язык
Первоначально, кажется, что культура и язык являются связанными явлениями. В философской и культурологической литературе сложилось два подхода к решению этого вопроса: положительный и отрицательный.
Отрицательный подход связан с разделением понятий культура и язык. Можно выделить их ключевые различия:
- Язык дан человеку до появления культуры, он обладает своего рода самостоятельностью, культура же есть его достижение, выражение уровня его духовного и материального развития.
- В связи с этим, язык самоорганизующаяся система, в то время как, культура предполагает наличие в себе субъекта, склонного к деятельности.
- Язык имеет массовое использование, культура же чаще стремится к элитарности.
Положительный подход к вопросу связи культуры и языка стремится обосновать указанную связь. Такую попытку можно найти в трудах немецкого мыслителя В. фон Гумбольдта. Он, рассуждая о национальном характере культуры, указывает на то, что уровень ее развития отражается в языке. И наоборот, язык предоставляет возможность культуре достичь высокого уровня.
Связь между языком и культурой, которые при этом сохраняют некую степень свободы, устанавливается через смыслы, сокрытые в языковых знаках и символах. Связь эта имеет онтологический характер.
Культура и язык влияют друг на друга:
- Различия в языке обуславливают разнообразие культур, схем поведения людей.
- Культура определяет своеобразие процесса общения.
- Язык может быть представлен как «зеркало» культуры.
- Язык влияет на процессы мышления, которое в свое время является одним из базисных «создателей» культуры.
- Язык и культура находятся в диалектическом единстве, взаимовлияют друг на друга, сохраняя при этом самостоятельность как знаковые системы.