Идеи Рассела в контексте современной философии
Современная философия, отмеченная наличием множества различных интерпретаций, смыслов и значений, отражает многогранность и неоднозначность восприятия современной действительности. Это восприятие уже не укладывается в строгую форму, стремящуюся к предельной рациональности, к чисто философскому дискурсу. В этой ситуации именно художественный метод, благодаря своей изначальной терпимости, своей множественности, позволяет не только механически соединять противоречивое, но и организовывать его в подлинное объемлющее единство, цель которого — вместить и согласовать несовместимое. Проникновение философии в пограничную зону поэтического языка не означает, что она лишена своего предмета. Наоборот, такое взаимопроникновение помогает понять человеческое «я».
Больший интерес в этой сфере вызывают философы-аналитики. Бертран Рассел (1872-1970), крупный представитель аналитической школы, совмещал в своих работах изящество литературного языка и глубину философской мысли. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за всемирно известную работу «Брак и мораль». Это была заслуженная литературная премия. Его историко-философские, политические, нравственные очерки и очерки о свободомыслии и атеизме представляют собой высокохудожественные произведения с прекрасным, остроумным стилем, с использованием широкого набора литературных приемов.
Рассел является одним из создателей Пагуошского движения за мир, а также автором манифеста Рассела-Эйнштейна. В этот период Рассел начал продвигать идею гуманизма, которая:
- ориентирует на развитие духовного начала в человеке, его творческих способностей,
- акцентирует внимание на нравственной стороне жизни.
В середине ХХ века Рассел в своем литературном творчестве расширил понятие рациональности и тем самым стал предвестником постнеклассической рациональности, сочетающей в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. В первой половине ХХ века Рассел занимался глубоким логическим анализом языка. Он решал многие философские проблемы, используя грамматический и лингвистический подход.
Сегодня в нашей стране издано много произведений Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Эта обширная область творчества мыслителя несправедливо остается в тени. Тот факт, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением того, что строгие и старые рамки философского текста в какой-то момент не могут приспособиться ко всему многообразию современного мира.
Критическое мышление по Б. Расселу
Критическое мышление Рассел рассмотрел в своих «10 заповедях».
Десять заповедей Рассела звучат так:
- Не будьте абсолютно ни в чем уверены.
- Не думайте, что лучше двигаться дальше, скрывая улики — они обречены всплыть.
- Никогда не пытайтесь вмешиваться в мыслительный процесс, и у вас обязательно все получится.
- Столкнувшись с противоположным мнением, даже если оно принадлежит вашему мужу или вашим детям, постарайтесь побороть его аргументами, а не силой.
- Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, которые скажут иначе.
- Не используйте силу для удаления мнений, которые вы считаете вредными, иначе эти мнения удалят вас.
- Не бойтесь быть эксцентричными в своих мнениях: все популярные сегодня мнения были когда-то эксцентричными.
- Ищите удовольствия в разумном несогласии, а не в пассивном согласии. В конце концов, если вы справедливо цените дух, первое будет означать более серьезную сделку, чем второе.
- Будьте скрупулёзно правдивы, даже если правда неудобна, потому что скрывать её ещё более неудобно.
- Не завидуйте счастью тех, кто живет в «раю дураков», ведь только сумасшедший может считать такую жизнь счастливой.
Впервые «10 заповедей» были опубликованы в 1951 году в «Нью-Йорк Таймс». В своей статье Б. Рассел говорит о преимуществах либерального мировоззрения. Заповеди небольшие по объему, но емкие по содержанию. Первая заповедь — это и есть призыв к критическому мышлению, являющемуся характерным свойством любого не только образованного, но и вдумчивого человека.
Б. Рассел рекомендует не вмешиваться в мыслительный процесс. Учитывая тот факт, что сегодня существующую систему образования очень часто критикуют именно за навязывание рамок и «убийство творчества», этот постулат представляется крайне актуальным. Множество гениальных открытий было сделано только потому, что кто-то пошел необычным путем. Ментальные ловушки, как и влияние психологических эффектов, влияют на наше мышление, делая его менее гибким, предсказуемым и, следовательно, менее эффективным. И это часто происходит именно потому, что мы себя ограничиваем.
Тот, кто хочет научиться продуктивно мыслить и развиваться, должен также осознавать обязанность не ограничивать других в защите мнений, с которыми они не согласны. То же самое касается и выражения собственного мнения, даже если оно противоречит общепринятым. Сознательное отклонение от какого-либо мнения способно сделать человека не правильным, а совершенно неправильным. Отрицание теряет убедительность в большинстве случаев. Логически обоснованная вера всегда проигрывает.
Пункт 5 может показаться спорным: «Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, которые скажут иначе». Однако, здесь надо учитывать контекст, в котором написана статья. Автор фактически открыто критикует фанатизм, который начал проявляться в годы холодной войны. Общественное мнение было встревожено Корейской войной и «охотой на ведьм», развязанной Дж. Маккарти. Возможно именно поэтому Б. Рассел хотел донести людям идею критического мышления и необходимости во всем сомневаться. «Неуважение к авторитету» нужно рассматривать именно в этом контексте — как нежелание слепо следовать всем призывам и правилам сомнительных авторитетов.