Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классы как историческая реальность

Определение 1

Социальные классы – это широкие группы людей, которые принадлежат к одним и тем же обществам, кардинально отличаются по их месту и роли в системе общественного производства и распределения материальных и духовных благ.

Понятие и признаки социальных классов

Понятие социальных классов было сформулировано в рамках диалектического материализма К. Марксом, а позже развито и доработано В.И. Ленином, однако согласно высказываниям самого Маркса, классы представляют собой не некую абстрактную категорию, созданную в рамках философского учения, а реальность истории, которая не только возникла, но и была изучена и описана задолго до самого Маркса в трудах буржуазных историков и отцов политэкономии.

В.И. Ленин в качестве фундаментальных выделял четыре признака класса:

  • исторически закрепленное место в системе производства,
  • отношение к средствам производства,
  • роль в организации труда,
  • способ получения произведенных благ.

Наиболее важным и определяющим из них безусловно является отношение людей к средствам производство. Согласно данному признаку люди могут быть разделены на две группы – тех, кто владеет собственностью на средства производства и тех, кто не имея собственности вынужден продавать свой труд. Первый класс традиционно обозначается как эксплуататорский. Имея возможность распоряжаться средствами производства (самими людьми, землей, сырьем, фабриками и заводами, технологиями, капиталом) представители данного класса используют чужой труд для реализации этих средств. Второй класс является эксплуатируемым. Его члены вынуждены продавать свой труд, ради получения доступа к благам и результатам производственной деятельности, при этом получаемые в качестве компенсации блага всегда меньше затраченных для их производства усилий и самого произведенного продукта.

«Классы как историческая реальность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Генезис классов

Вопросы происхождения классов рассматривались Ф. Энгельсом. Философ выделял два основных пути:

  • эволюционный,
  • насильственный.

Эволюционный путь представляет собой длительный процесс выделения из монолитной родовой общины эксплуататорского класса. Первоначально, в первобытном обществе, права на средства производства не принадлежат никому (согласно представлениям первобытных людей лес, животные, рыба и т.д. не могут принадлежать кому-либо из людей, они принадлежат сами себе), либо закреплены за общиной. При этом в процесс общественного производства вовлечены все его члены, а полученный продукт распределяется между ними более-менее равномерно, исходя из логики выживания самой общины.

Однако по мере совершенствования средств производства начинает как прирастать получаемый продукт, так и число самих членов общины что с одной стороны требует формирования специальных органов для более эффективного управления общиной, регуляции ее взаимоотношений с соседями и т.д., а с другой стороны возникает излишек произведенных благ, который позволяет освободить эти «административные» кадры от непосредственного участия в процессе производства. Постепенно за управляющими лицами закрепляется особый статус, который они стремятся сохранить и передать потомкам, расширяется сеть политических инструментов и лиц вовлеченных в их осуществлении (например, при племенном вожде формируется военная элита), которые затем присваивают себе право собственности на средства производства, отнимая их у общины и составляют эксплуататорский класс, в то время как сами общинники становятся эксплуатируемыми.

Насильственный путь связан с ведением военных действий общины против других обществ, которые в случае их успешности приводят к резкому возрастанию материального благополучия общества, что позволяет ему расширить число лиц, занятых в общественном производстве. При этом тяготы производительного труда начинают перекладываться с общинников на лиц имеющих подневольный статус – рабов, которые захватываются в самих военных действиях. Аналогичным образом общинники становятся эксплуататорским классом, а рабы эксплуатируемым, при этом они одновременно представляют собой также и средства производства, на которые распространяется право собственности общинников.

Классы в рамках формационного подхода

Представления о социальных классах формировались не сами по себе, а в рамках формационного подхода к историческому процессу и развитию общества. Согласно положениям формационного подхода исторический процесс совершается не хаотически из отдельных и случайных событий, а закономерно, подчиняясь диалектической логике развития общества и общественных отношений, при этом развитие общества происходит в направлении прогресса, от наиболее примитивных форм его существования к наиболее развитым.

Сами формы существования представлены общественно-экономическими формациями, как историческими образованиями, предполагающими специфические способы производства и производственных отношений. В рамках формации выделяется базис и надстройка. Базис формации составляют сами средства производства, производственные отношения и производительный труд, в то время как надстройка представлена государством, политическими и административными органами.

Всего было выделено пять формаций:

  • первобытнообщинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,
  • коммунистическая.

С точки зрения взаимоотношений между классами формации были разделены на антагонистические и неантагонистические. В антагонистических формациях происходит борьба между классами связанная с производственными отношениями и распределением благ, в неантагонистических формациях (первобытнообщинной и коммунистической), в силу отсутствия отношений собственности сами классы не существуют, а потому нет и общественных противоречий.

В рабовладельческой формации эксплуатирующим классом выступали рабовладельцы, а эксплуатируемым – рабы, в феодальном – феодалы и крестьяне, в капиталистическом – буржуазия и пролетариат. При этом классовая борьба является главным источником развития общества, стимулируемая развитием средств производства, она ведет к смене общественно-экономических отношений и установлению нового более эффективного уклада и типа общества.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot