Проповедник и теолог
Полное имя данного немецкого философа звучит следующим образом - Фридрих Даниэль Эрнст Шлиермахер. Годы жизни немецкого теолога и проповедника насчитывают от $21$ ноября $1768$ года по $12$ февраля $1834$ года. Философ родился в Бреслау и умер в Берлине.
Мировоззрение
Все философские взгляды и вся философия в целом Шлиермахера отражает характерные качества такого философского течения как эклектизм. Область гносеологии, которую он рассматривал по образу гносеологических взглядов Иммануила Канта, симпатизировала, согласно нему, рационализму Спинозы. Тем самым разделяя взгляды такого плана, что далеко не всё благосклонно ко всяким родам вторжения метафизики в религиозное мировоззрение и одновременно вступает в сотрудничество с мистикой романтического характера. Таким образом, Шлиермахер обладает определённой способностью находить неотъемлемое сочетание несоединимого.
Два рода бытия
Разделяя на два фактора мышления, которым соответствует бытие, разделённое на два рода:
- идеальное
- реальное.
Каждое самосознание имеет доказательство на существование внутреннего тождества мышления и бытия идеального и реального. В основаниях любого бытия прослеживается абсолютные мировые единства или Бог. Данные единства неизбежно предполагаются человеческими мышлениями, но никогда не могут быть осуществлены в мыслительных процессах, то есть мысли. Лишенные такого единства, человеческие познания являются всегда относительными. Метафизическое и религиозное понятие Бога, по мнению Шлиермахера, нисколько не выражает его сущности. Приписываемое обыкновенно Богу различное качество или свойство может противоречить его процессуальному единству.
Данное качество представляет не что иное, как отражения природы Божества в религиозных сознаниях человеческой сущности и сути. Таким образом, понятийное определение личности не могла быть связанной с идеей о Боге, так как личность предположение того, что всегда ограниченное и конечное. Согласно этому, любая попытка помыслить о Боге определенным понятием или представлением неизбежно подводит к представлениям мифологического плана. Бог и Мир, находящиеся в связи неразрывности, должны воссоздавать, существовать и созидать вместе. Все зависят от Бога, но данная зависимость не может выражаться в отдельном акте или чуде, но в природе личности общественного существования.
Труды Шлиермахера
Огромное значение для философского образования в Германии имело большое количество трудов Шлиермахера по предмету история философии. Особо следует упомянуть его отличные переводы произведений Платона. Также большое значение имеют взгляды Шлиермахера на религию, общую её сущность. Живо чувствуя и осознавая Бога, он, действительно, открывает Святая Святых праведной религиозности. Данная область, в отношении которой «нет ни эллина, ни иудея», наполнена смыслом, сутью и душевным спокойствием.
Согласно философу Сергею А. Алексееву, основная ошибка Шлиермахера представляет собой принципиальные противоположения чувств и познаний, которые совершенно самостоятельные, и они друг с другом не связаны никакими функциями. Дуализм такого плана, где человеческая личность в сфере высшего её проявления обусловлена быть слишком скорым признанием отрицательного вывода эмпиризма и критицизма. Таким образом, когда речь идёт о спасении религиозности, Шлиермахеру. не остаётся ничего другого, как оградиться самому и оградить свою религиозность от самопознания через призму непроницаемой стены.
К тому же, признаётся необходимость символизировать обыкновенные чувства, Шлиермахер тем самым не осознаёт тот факт, что данная символизация может выражаться в представлении или понятии. Она не могла быть чужой и в области познания, потому что сила единства человеческой личности - это чувство, которое может стремиться только одному, таким образом, являя для разума более или менее обоснованную истину. Оправдывать религию, в качестве чувства, Шлиермахер отказывается, также он отказывается от возможности оправдывать её и как миросозерцание.