Фигура Сократа одна из знаменательных во всей античной философии. Его жизнь и даже смерть образно раскрывают суть мудреца и природу философии.
Говорить о Сократе можно только как о феномене Сократа, так как он не оставил после себя ни одной работы, а знаем мы о нём от его ученика – Платона.
Сократ выступает учеником софистом и их главным критиком. Собственная позиция Сократа выражается в том, что привычная для Софистического смысла мировосприятие, истины подвергается сомнению.
Предметом изучения Сократа выступал человек и его познавательные способности.
Именно ему принадлежит высказывание – познай самого себя. Это кредо для всей его мудрости.
Таким образом, человек выступает основной проблемой нового периода развития философской мысли.
Наличие знаний Сократ обуславливает тем, что вместе телом, у человека имеется бессмертная душа. Благодаря этому факту, человек может приближаться к знанию, бессмертным идеям. Душа это хранилище всего накопленного знания. Человеческое познание становится таким образом просто припоминанием. Истинным знанием обладают немногие, а именно мудрецам и философам. Но даже они не обладают полнотой этих знаний – невозможно быть мудрым во всём.
Сократовское «я знаю, что ничего не знаю» содержит в себе всю его концепцию о мудром человеке. Это фиксация человеческого познания относительно божественного, мудрый человек это понимает, и отличается от квази-философов. Смиренная и ироничная позиция. То есть истинное познание исходит только из божественного мира, мира идей.
Особенно интересен метод познания истины, к которому прибегал Сократ и который сделал его знаменитым, и породил много врагов. Сократовский метод –майевтика – искусство задавать вопросы.
Благодаря вопросно-ответной беседе Сократ опровергал имеющиеся знания и их претензию на истинность, доводя их до абсурда, обнаруживая, таким образом, истинный путь. Это новый этап древнегреческой диалектики.
То есть, столкновение противоположных мнений как лучший метод поиска истины.
Сократ пытается выяснить, каков всё таки критерий истинного, настоящего знания.
Он уверен, что в рамках софистической позиции выяснить это невозможно. Сократовская позиция – невозможно быть счастливым не будучи разумным. Возникает вопрос, а что значит быть разумным, что значит «знать».
Отсюда рождаются его знаменитые вопросы, поиск мудрого человека и вывод того, что есть мудрое и истинное, которое у многих мнимо. В процессе диалога Сократ полагал, что помогает человеку продуцировать, актуализировать то знание, которое в человеке уже заложено, это отсылка к бессмертной душе, которая занимается «анамнесисом» - припоминанием. Это изначальное причастие человека к знаниям, к истине.
Изначальная позиция Сократа - позиция ироника. Ирония выступала отличительной чертой диалектики Сократа. Это скрытая насмешка над человеком, который считает, что знает всё. Это лишение самонадеянности.
Ещё один приём философии Сократа – индуктивный метод.
Ведение беседы от общего к частному. Благодаря индуктивным рассуждениям, Сократ так вёл беседу, анализируя вещи и суждения, делал общие суждения через понятия. значение Сократа в истории мысли трудно переоценить.
Значение Сократа и его философии
Философское учение Сократа повлияло не только на дальнейшее становление античной философии, но имело важнейшее значение в европейской культурной традиции в целом.
В своей философии сократ первым использовал логические обоснования теоретических положений, ввел в философский оборот формулировки определений многих общих понятий, осуществил вовлечение в предметное поле философии гносеологической и этико-антропологической проблематики.
Культурным наследием всей философской традиции является не только философское учение Сократа, но и его знаменитый образ жизни Он представляет собой пример бескорыстного стремления к поиску истины.