Неоплатонизм является очень влиятельной концепцией античной философии.
Учение о запредельном эманирующем первоначале
Эманация – онтологическое представление об избыточности Единого, Бытия.
Неоплатонизм имеет истоки в
- Идейном учении Платона
- Логике Аристотеля
- Индуистской философии
- Философии Пифагорейцев
Представители:
- Аммоний Саккас
- Плотин.
Ключевой диалектический стержень
Единое-ум-душа. Это иерархичная структура Бытия. Первым на ступени находится единое Бытие, оно эманирует, изливается в ум, который в свою очередь эманирует в душу.
Первая школа неоплатонизма возникла в Риме в $III$ веке. Ее основателем был Плотин. В $IV$ веке Неоплатонизм вспыхнул в Сирии и Пергаме. В $V$ столетии центр неоплатонизма переносится в Афины и Александрию Египетскую.
Известны римская, сирийская и пергамская школы.
Плотин строил свои рассуждения основываясь на опыте комментирования платоновского диалога «Парменид». Диалог представляет некий ряд гипотез, тезисов, которые обсуждают собеседники: давайте обсуждать единое, говоря о нем только то, что оно едино и больше ничего
Известно, что учителем Плотина был Аммоний Саккас, который учил тому, что в мире все меняется. Чтобы быть в состоянии что-либо высказать, нужно выйти за пределы текучести. Без знания о становящемся нельзя знать о становлении. У становления должен быть принцип. Этим принципом является душа.
Она есть принцип одушевленности, однако сама неодушевленна. Умопостигаемые вещи не смешиваются с вещами чувственными. Когда душа мыслит, она отделяется от тела.
Плотин полагал за основу всего сущего сверхчувственный, сверхъестественный божественный принцип. Он задавал все формы Бытия. Он объявляется абсолютным и непознаваемым. Плотин, рассуждая о Едином. Парменид был первым, кто в наиболее общих чертах понял, что значит «быть». Само по себе «быть» обнаруживается только умом. Есть только «быть», оно неподвижное и Единое.
Единое настолько едино, что даже не нуждается в себе самом. Это абсолютный абсолют, беспредпосылочное начало всего. Оно не принадлежит никаким категориям. У нас не может быть опыта единого.
Аммоний Саккас говорил о том, что начало должно быть трансцендентным тому, что оно начинает, то есть оно должно быть вне самого начинаемого. Если же начало имеет предпосылки, значит оно не есть начало. Таким образом, оно не может быть обусловлено даже самим собой. В основе должно лежать то, что ни в чем не нуждается. Единое не может получить никаких определений. А Благо схватывается лишь умом. Ум схватывает идею Блага.
Начало таково, что о нем нельзя сказать, что оно совершенно, так как это будет означать, что у него есть форма, то есть ограниченность. Но оно не может быть ограничено даже самим собой. О нем нельзя сказать, что оно совершенно или несовершенно, оно есть полнота и переизбыток.
Таким образом, Единое Плотина превосходит и бытие, и существование.
Эманация в Ум
Природа Ума в том, чтобы мыслить. Он тождественен своему предмету. Такой Ум может мыслить сам себя. Если есть Ум, мыслящий сам себя, то есть уже два ума. Мыслить можно только то, что есть. Ум оказывается и тождественным, и иным. Ум мыслящий есть Единое.
Если мы полагаем, что Единое существует, то мы говорим о Едином и о сущем. Если они тождественны, значит Единого не существует. Если же Единое и сущее – не одно и тоже, значит их, как минимум, два. Получается, что у нас есть многое.
Второй ступенью является душа, которая есть некая периферия ума. Душа созерцает ум и идею. Идеи, которые есть в уме и душе, становятся понятиями. Душа уподобляется идеям. Происходит соотношение понятий и идей, то есть дискурс. С умом мышление не связано. Оно имеет отношение к душе.
Из античной философии Неоплатонизм начинает взаимодействовать с христианством. Он оказывает воздействие на развитие Средневековой религиозной парадигмы. Идею Неоплатонизма начал развивать Ориген Арепагитский – ранняя патристика. Это процесс христианизации Неоплатонизма. Под это влияние позже попали и Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский – ключевые имена в средневековой теологии.