Платон – ученик Сократа, который перенял у своего наставника фундаментальное положение всей своей философии – истина есть необходимое и всеобщее благо.
У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство.
Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека.
Платон выделяет два мира - мир идей и мир вещей.
Идеи суть истинные и подлинные сущности.
Вещи - лишь их бледные копии. Они частично причастны миру идей.
Мудрость есть стремление от вещей к идеям, стремление от мира материального к миру идей. Душа идеальна. Подобное притягивается подобному. Мудрец уже здесь мысленно освобождается от телесной зависимости и стремится к государству, которое является подобием души. Мудрец в процессе познания постигает эту идею.
Душа(начала):
- вожделеющее
- страстное (волевое)
- рациональное
Платонова теория государства
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона.
Государство призвано удовлетворить все эти начала, и они умеряются государством. Аппетитородящее начало. Страстное умеряется добродетелью. Вожделеющее начало умеряется отречением.
Государство Платона и его одноименный диалог есть размышление об идеальном государстве. По масштабу и многообразию этот Сократический диалог, безусловно, можно назвать важнейшим философским трудом Платона. Представленная им социальная утопия отражает всю его философскую теорию, вплоть до представления теории космоса.
Государство, по Платону, есть выражение высшей идеи, идеи блага и справедливости. В нем он формулирует мысль о том, что философы должны стоять во главе государства. Это высшее сословие воспитателей. По мнению Платона, политический лидер призван быть примером для народа. государство есть нечто, недоступное логической критике, потому что оно есть логика необходимости.
В государстве Платон выделяет следующие классы:
- Земледельцев, ремесленников
- Воинов или стражей
- Ученые, политики, философы, управляющие на основе идеи блага.
Отношения трех классов балансируются справедливостью, под которой он понимает занятие своим делом и отсутствием вмешательства в чужое.
В такой концепции он видит реализацию идеи счастья. Каждому дается работа в соответствии с общественными потребностями и личными склонностями, врожденными у каждого. В процессе общественного воспитания выясняется, кто к чему предрасположен. Равное и обязательное для всех воспитание
Справедливость - закрепленность индивидов и коллективов индивидов за качественно различными родами деятельности. Воздаяние каждому в связи с его природой. Кто больше дает, тот вправе на большее рассчитывать. А больше дает тот, кто имеет больше. Он теперь рассматривает вопросы реального общества, которое бы признало требование общности имущества.
Он решает этот так: верховным остается полис, но он передает гражданам равными долями эту собственность в бессрочное пользование с правом передачи по наследству.
Идеальному государству соответствует идеальный человек - философ.
Платон осознает, какой большой груз ответственности ложится на плечи философу во главе государства. Они взяли бы государство и нравы людей и отчистили бы их, так как без этого нет возможности управлять государством.
Определяя сущность философа, можно обратиться к этимологии слова, то, как это понимали сами греки. Философия есть любовь к мудрости.
Любовь, Эрот – стремление к прекрасному, знанию, благу. Любовь это стремление к тому, чего не хватает. Значит, человек одновременно лишен блага и причастен к нему. Любовь есть страстное стремление к воссозданию своей природной целостности. Философ в таком случае ненасытный стремящийся, который хочет отведать от всякой науки и с радостью идёт учиться, с любовью усматривая истину. По праву определение настоящего философа, ценителя всего сущего, как сущего самого по себе.
Так как философ, стремящийся к истине и видящий все вещи, существующие сами по себе, то есть их идеи, то, следуя этому утверждению, в государстве они смогут вглядеться в сущность людей, что в них по природе справедливо, прекрасно, рассудительно, тем самым, создавая прообраз человека, наделенного богоподобными свойствами. Таким образом, они будут основывать те нормы и нравы, которые будут угодны богам и, следовательно, приближены к высшему благу. Это под силу только философской натуре, любящей государство, так же, как страстно любящей истину и бытие. Ее предназначение – начертать государственное устройство.