Идея мельчайшего неделимого материального начала
Нтурфилософское и физическое учение, согласно которому все тела и вещи образованы мельчайшими неделимыми частицами – атомами.
Атомизм можно понимать как общее учение об атомах и как философскую школу ($5-6$ вв до н.э.)
Представители
Основные представители атомизма – Левкипп, Демокрит, Эпикур.
Становление атома первоначалом должно было служить решением многих философских вопросов о мироустройстве. Атом мыслился как материальное первоначало всего сущего. Это и материальное начало и причина и сущность. Из-за полноты характеристик атом идеально подходил для описания множества процессов, которые волновали древнегреческих философов.
Первое решение вопроса об устройстве мира
Появлялась возможность объяснить вселенную и её материальную составляющую. Всё в мире состоит из материальных частиц – атомов. Они всегда в состоянии движения, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, соединяться и образовывать тела.
Вторая проблема решалась при помощи атомов, которая могла объяснить множественность вещей в природе. Благодаря бесконечному числу частиц образуются самые удивительные вещи.
При объединении этих двух моментов появлялась возможность объяснить вопрос единства материального мира. Так как атомы это единое первоначало.
Важнейшим представлением древнегреческих философов превосходства единства над множеством.
Это миросозерцание единого бытия. Быть значит быть чем-то одним, единым, целым.
Бытие тождественно мышлению, поэтому единство причастно и последнему – ум един, так как мыслит себя самого. Но в сфере единства проявляется множественность форм, которые связываются общим законом единения. Из понятия единства вытекает характеристика цельности, то есть единство имеет цель деятельности. Целое неделимо и не дискретно, не прерывно. То, что не разделяется на конечные элементы. Для атомистов неделимое представляется в виде атома. Он дискретен и неделим, он есть само бытие.
Левкипп и Демокрит, как представители школы атомистов, полагали, что атомы лежат в основе всех вещей и их природа не воспринимается чувствами, она мыслима, то есть познаётся при помощи разума. Атом представляется как идеальная упорядочивающая структура реальности.
Также на основе атомизма Левкипп и Демокрит пытались выявить такое первоначало, которому было бы под силу соединить как всё телесное, так и душевное. Благодаря атому душевные явления, для своего понимания, должны материализоваться.
Слабость подхода
Демокрита была в том, что он объясняет, из чего создан этот мир и как он образуется, но не разрешил вопроса – почему именно так, а не иначе. Всё случается с необходимостью, но ничто не предопределено и поэтому случайно. Это Дуализм его философии. Все есть бытие, но бытия нет. Метод натурфилософии показал свою непригодность и недостаточность.
Атомизм Эпикура
Далее Эпикур воспринял учение об атомах, внёс вклад в атомизм и сформировал образец атомистической концепции. В отличие от Демокрита эпикурейцы допускали существование свободы, которая воплощается в идее отклоняющихся атомов. Теория отклонения атомов была сформирована не только для физического понимания, но для осмысления этики.
Помимо этого, Эпикур добавляет к атомам категорию веса, то есть атомы имеют не только форму и размеры, но и тяжесть. Под действием своего веса они создают другие тела. Следовательно вес тела связывается с весом атомов.
Это попытки более глубокого осмысления атомистической теории с помощью логического рассуждения. Он ищет ответ на вопрос о необходимости атомизма.