Аристотель – один из самых влиятельных философов античности и средневековья, ученик Платона. Величайшей заслугой Аристотеля считается создание всесторонней системы философии.
Структура наук по Аристотелю
Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.
-
Теоретическая наука – это наука, которой занимаются ради нее самой, то есть никакой внешней пользы она не приносит. Первая философия занимается началами всего сущего. Ее главным вопросом является «Что такое сущее?» . Вторая философия занимается физикой и изучением души.
-
Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.
-
Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.
Физика – первая философия, она же – метафизика
Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.
Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость. Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.
Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно. Оно служит цели. Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, - мудрецом.
Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.
Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.
Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.
Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.
Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.
Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.
Человек
Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.
Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.
Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.
Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.
Душа
Душу у Аристотеля изучает физика. Душа является формой движущегося тела. В отрыве от своего тела формы не существует.
Аристотель разделяет $3$ вида души:
- Растительная душа (питательная), присуща растениям
- Животная (вожделеющая), присуща животным
- Разумная – присуща только человеку. Она способна созерцать сущее в его существе, она включает в себя и растительную и животную душу.