Анаксагор из Клазомен
Анаксагор ($500 – 428$ гг. до н. э.) выдающийся философ ионийской школы, известен также как математик, астроном.
Одним из значительных достижений Анаксогора – основание афинской школы философии. 5 век Афин – золотой век. Это период расцвета гениальных личностей: трагедии Фукидида, Еврипида, Софокла.
Анаксагору принадлежит учение о неразрушимых элементах, которые позже были названы геометриями. Семена лежат в основе каждой вещи. Эти вещи отличны друг от друга в связи с преобладанием какого-либо из семени. Разнообразие присутствует изначально, его усматривают разумом. Принципом, организующим элементы и движущей причиной мира, Анаксагор полагал ум (нус). Ум – действующая сила организации всего сущего.
От всех сочинений Анаксагора дошло только $20$ фрагментов, которые сохранил Симпликий. Его учение во много сформировалось под влиянием милетской школы, учения Анаксимена и Парменида. Это учение он обосновал в качестве космогонической гипотезы. Согласно этой гипотезе мир полагался изначально неподвижным, состоящим из материальных бесконечных частиц.
Вслед за Эмпедоклом и Парменидом Анаксагор выдвинул свою теорию о вечности и единстве бытия. Ничто в природе не возникает и не гибнет, а бесконечно движется благодаря энергии ума.
В отличает от милетской школы, Анаксагор, для представления бесконечного множества явлений, полагал не одно первоначало – воду, воздух, огонь, а бесконечное количество малых материальных частей, или геометрий. Их отличительной особенностью было то, что они никем не созданы, неразрушимы и не объединяются друг с другом. Это первичные стихии, которые не имели ничего общего с элементами Эмпедокла. Это первобытные частицы, имеющие свои особые уникальные качества, составляющие одно тело, образованное ими.
Геометрии Анаксагора не имеют движения, но были выведены из состояния покоя умом, в этом процессе движения, объединения однородного и разъединением разнородного был сотворён мир.
Многообразие тел в мире Анаксагор усматривал в бесконечном, неисчисляемом множестве элементов мира. Изначально они представляли из себя беспорядочное смешение и хаос. Космический ум, которое Анаксагор понимал как нечто наитончайшее и легкое, привело эти частицы в состояние движения. Ум упорядочивает частицы, благодаря чему они стали объединяться в тела. Ум заключается в материю, но не является ей тождественным.
Астрономия
Учение Анаксагора о свете, Солнце и Луне подверглись нападкам среди его современников. Его сочинения не пользовались успехом, и он не был знаменит. Его обвиняли в том, что он лишил божественности светила. За свое учение он был осуждён и изгнан из Афин.
Математические и геометрические достижения
Есть сведения, что Анаксагор интересовался математикой и решал задачу о квадратуре круга. Так же известно, что он изучал теорию перспективы, для театральных постановок и декораций, поскольку развитие театра в ту эпоху достигло пика своей популярности.
Его интерес к природе и математике навели на ряд интересных открытий, связанных с геометриями. В них можно усмотреть начало демокритовой концепции атомов и монадологии Лейбница.
Анаксагор полагал, что всё заключается во всём или во всем есть часть всего. Идея двойной бесконечности. Основываясь на этом, Анаксагор выступал против идеи возникновения и гибели, поскольку вещи не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Они или смешиваются, интегрируются, либо разлагаются.
Это акцент на единство мира и природы, вечность материи и движения. Движение благодаря уму, как порядку, энергии. Анаксагор совершил синтез эмпирических наблюдений за природными явлениями и объектами с умозрительными выводами, которые находились за властью этого практического опыта.