Первоэлементы мира
В рамках восточной философии онтология является одной из ключевых сфер мысли. Анализ категорий бытия и небытия здесь выступает в нерасчлененном виде. Он соединяет в себе мифологические, религиозные и спекулятивные подходы и понятия. Онтология Древнего Востока – синкретична.
Происхождение мира – это брачный союз между стихиями и первоэлементами мира, подобный союзу мужчины и женщины.
Появление философии как таковой в рамках восточной культуры связано с отказом от повествования мифа и утверждением причинного, детерминированного появления мира.
В индийской философии о первоначале мира сложилось четыре точки зрения:
- монизм (ведическая литература) – причиной мира является Брахман, идеальное единое;
- дуализм (школы санкхья и йога) – материальная первопричина мира (пракрити), проявляется в мире посредством качеств, свойств (гуны);
- материализм (школа чарвака) – первоначала мира: вода, земля, воздух и огонь;
- атомизм (школы ньяя и вайшешика) – в основе мира лежат атомы, которые обладают чувственно воспринимаемыми свойствами и определяют моральный образ мира.
В китайской философии нет единого первоначала, который управляет миром. В космогонии говорится о присутствии двух сил: инь и ян. Посредством них творится мир. Они воплощаются в пяти первоэлементах: земля, вода, огонь, дерево и металл. Эти качества образуют видимый для человека мир.
Категория бытия и небытия в индийской философии
В индийской философии рано появляется разграничение понятий истинное бытие и реальный человеку мир. В Ригведе бытие понимается как структура, организующая мировой хаос в красоту упорядоченного космоса. Небытие при этом – силы, разрушающие установленный порядок космоса. В другом тексте под названием «Махабхарата» истинное бытие описывается как Высший Брахман, что значит бытие, соединенное с вечностью, которое одновременно присутствует в мире и внеположено ему. Брахман – это единое, основа как тварного, материального, так и нетварного, духовного, бытия. При этом также используется понятие Атман. Если Брахман – духовное, выраженное в его абсолютной форме, то Атман – это субъективное выражение духа, т.е. душа.
Небытие в рамках индийской философии выражается понятием «абхава». В целом, эта категория выражает отрицание как в отологии, так и в гносеологии. В толковании ничто в индийской традиции мысли сложилось два подхода:
- небытие как отсутствие предмета или явления (школа миманса);
- наделение небытия присутствием в рамках нашего мира (школа вайшешика).
Бытие и небытие в китайской философии
Итак, если для древней индийской философии категории бытие и небытие значимы и они на теоретическом уровне разрабатывались, то в классической китайской философии онтологическая проблематика не представлена в открытом виде. Для китайской философии важнее темы нравственности, государственного и общественного устройства.
Онтологическую тематику можно найти в определении понятия дао.
Дао – это корень всех вещей, по сути, некое сверхбытие; оно проявляется во всем, что присутствует в нашем мире, но при этом само не является самостоятельной сущностью.
Посредством дао все происходит в мире, оно есть путь. Даосизм характеризует ключевое понятие своей философии – дао – антиномично: оно, с одной стороны, духовно и бестелесно, с другой, в высшей степени оформлено.
Кроме того, в рамках философии даосизма в Китае можно проследить разграничение понятий бытие и небытие. Так в даосизме существует иероглиф («ю»), призванный отражать наличное бытие, и иероглиф («у»), означающий отсутствие чего-либо.
Главная характеристика дао – движение. Поэтому все в мире находится в пути. Движущей силой пути являются два начала инь и ян, находящиеся во взаимообуславливающем единстве и присутствующие в вещах и явлениях мира. Также у дао есть своя динамическая сила дэ.
Онтологическим является принцип, согласно которому человек является частью универсума. Поэтому человек должен находится в гармонии с миром.