«Слово о законе и благодати» ($XI$ в.) митрополита Илариона является одним из первых, дошедших до нас, сочинений древнерусской философии. До нас памятник интеллектуальной культуры Древней Руси дошел в более поздних списках $XV$-$XVI$ вв.
Структура текста
В целом, «Слово о законе и благодати» может быть структурно разделено на три составляющих элемента: историософия, миссия России в мире, прославление русской государственности.
Историософия
Историософская концепция митрополита Илариона начинается с рассуждения о соотношении в истории человечества Закона и Благодати, Ветхого и Нового Заветов. Такая позиция мыслителя может быть объяснена рядом причин.
- Во-первых, этим Иларион отдает дань давнему спору западного и восточного христианства. Если христианство на Западе воспринимало Ветхий Завет как свод морально-нравственных и правовых императивов, которые возможно использовать в жизни, то христианство Византии не столь внимательно к книгам Ветхого Завета.
- Во-вторых, тематика соотношения Закона и Благодати имеет сотериологическое значение, иными словами, напрямую связано с христианским учением о спасении. Иларион утверждает, что следование только «букве» Ветхого Завета не приводит человека к спасению, к обретению общения с Богом. Оно только лишь воссоздает положение ветхозаветных иудеев и даже может толкнуть к принятию иудаизма.
Иной путь предлагает Новый Завет, называемый Иларионом, Благодатью. Такое название мыслитель выводит, основываясь на христианском учении об искупление Иисусом Христом грехов всего человечества, о крестной смерти Христа и Его Воскресении. Новый Завет, по Илариону, открывает путь к созерцанию Бога.
Кроме того, древнерусский мыслитель приводит пример из притчи о Сарре и Агари. Стоит отметить, что это первый, известный исследователям, образец символико-аллегорического толкования сакрального текста в рамках русской интеллектуальной культуры.
Толкование митрополита Илариона таково. Образ Агари – это образ Ветхого Завета, который появляется раньше и согласно с которым человек имеет рабскую, т.е. неизлечимо греховную, природу. Образ Сарры – это Новый Завет, указывающий на заложенную в природе человека свободу, если он живет согласно с духовными и морально-нравственными установками христианства. Важно не первородство как в библейской истории о Агари и Сарре и борьбе их сыновей, Исава и Исаака, за то, чтобы называться первым среди своего рода, но устремленность к Богу, выражающаяся в согласии соблюдать Его установления.
Кроме того, в толковании описанного библейского отрывка Иларионом важно еще и следующее:
- то, что спасение дается всем христианам независимо от момента принятия христианства;
- то, что для спасения человека достаточно только факта принятия им христианства.
Православие и Русь
Митрополит Иларион утверждает, что Русь, приняв христианство, встала в один ряд с другими православными государствами. Среди них она заняла равноправное положение. Иларион утверждает, что Русь не случайно приняла Православие, но сам Христос принял ее под свое покровительство, даровал ей могущество и государственное величие, кроме того, обещал ей и впредь благополучие.
Прославление князей
Иларион в «Слове о законе и благодати» прославляет киевских князей. В первую очередь, это касается князя Владимира, крестившего Русь. Затем митрополит отмечает заслуги Ярослава Мудрого, чьим современником и соратником он являлся и сам. Но, что удивительно, Иларион не забывает и о князьях язычниках (князьях Игоре и Олеге), называя их титулом «каган», что в то время был равным императору.
Итак, обращение к анализу философской составляющей «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона позволяет оценить уровень самосознания русского народа той эпохи, понять ощущение крестившейся Русью своего места в христианском мире.