Теоцентризм
Большинство религий в своем учении о трансцендентном Боге создаёт своеобразную религиозную картину мира, которая основана на принципе теоцентризма. Внеприродностью и личностностью характера Бога обусловлено то, что он рассматривается в категориях воли и могущества. Из этого следует важнейший тезис религиозного принципа креационизма, означающего сотворение мира не как действие необходимости, а как результат свободной воли Бога. Творение - это не акт божественной природы, а акт божественной благодати. Этим он разделяется с природой и исключается из ее причинного детерминизма.
До факта сотворения мира ничего не могло существовать, кроме Бога. Следовательно, он является творцом мира «из ничего». Но «ничто» не является нечто позитивным; скорее оно является чистым небытием. Все, что «присутствует» в вещах сотворенных, имеет происхождение от Бога. Все то, чего «нет», чего не хватает — относится к «ничто». Причиной формы, красоты, единства в мире является творец. Если что-то нестабильно и нечисто, неполно в своей единстве и красоте, то это объясняется падшестью — отпадением от Бога. Печать «ничтожества» характерна для всех сотворенных вещей, как телесных, так и духовных.
Богу как творцу мира свойственно общее предопределение не только принципов устройства, но и судьбы каждой индивидуальной вещи. Божественной идеей вещи, которая предназначена к творению, является не только ее всесторонне индивидуальное понятие, где как прошлое, так и будущее этой вещи даны в настоящем. Принцип креационизма побуждал богословов к видению в мире порядка, гармонии и красоты.
Идея Бога в религиозной картине мира является определяющей. Так, например, важнейшими в христианстве являются такие проблемы, как Троица, творение, спасение, Боговоплощение, грех, искупительная жертва. Главным источником и критерием истинности философского познания являются священные книги. Религиозная картина мира отличается абстрактностью – решением предельно общих вопросов, созданием теорий, оторванных от конкретных земных проблем. Но при этом она использует понятийно-логический аппарат, созданный более древними мыслителями, и тем самым развивает его. Так, католицизм в средневековье во многом опирался на идеи таких древнегреческих философов, как Платон и Аристотель.
Идея Откровения
Специфической в религиозной картине мира является точка зрения на истину и способ её познания. Если в античности полагали, что истиной надо овладевать, то средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Считалось, что эта истина сама стремится овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек изначально рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, т.к. этой истиной был Бог. Задача человека – причаститься к изначально заложенной в него истине. Функции философии – обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении «философия – служанка богословия».
Принцип креационизма предполагает, что подлинное знание принадлежит только Богу. Поэтому возникшая в античности логика и её аргументы считались менее доказательными в диспуте (споре), чем ссылки на Священное писание.
Главная задача религиозной этики состоит в выработке норм поведения, обеспечивающего спасение души. На первый план здесь выдвигаются идеи самосознания, поступка, совести как нравственного отношения к поступку, личной ответственности. Путь к достижению спасения лежит через вопрошание собственной души, прямо ставящее человека перед Богом. Т.е. в богословии считается, что истину надо искать не путём изучения явлений природы, а путём исследования глубин собственного духа. Другими словами, самопознание понимается как богопознание, но совершаемое определенным образом. При таком самопознании мысленно расставляются основания мышления и основания веры.