Общество - это сложный исторически-территориальный феномен, объединяющий все разнообразные виды взаимоотношений между людьми, их воспроизводство и развитие, а также результаты этих взаимоотношений, воплощенные в материальной и духовной культуре.
Структура общества и подходы к ее выделению
Общество представляет собой не грубую механическую совокупность людей и их взаимодействий, а сложную и многоуровневую систему, в которой все элементы и подсистемы неразрывно связаны между собой настолько плотно, что говорить о возможности существования этих элементов и систем вне общества, равно как и самого общества без основополагающих подсистем невозможно.
Сложность общественной структуры определяется также еще и тем фактом, что оно является «живой», нелинейной системой, в которой не существует некоего универсального принципа или правила действующего всегда, на всех уровнях организации и во всех условиях. В каждый конкретный момент времени взаимодействия между элементами определяются по своим особым правилам, которые учитывают множество нюансов, что затрудняет работу исследователей.
Исследование структуры общества традиционно проводилось в рамках такого раздела философии как социальная статика (а функционирование общества в социальной динамике), при этом в виду сложности исследуемого объекта, от ученых и философов требовалось соблюдение трех основных принципов.
В первую очередь это принцип ненасильственного выделение структур и элементов общества, согласно их естественному положению в нем, а не теоретическим представлениям и пожеланиям исследователя.
Во-вторых, это концентрация на самих структурах и их элементах, а не их функциях, потребностях, взаимодействиях и других аспектах социальной динамики.
В-третьих, это соблюдение принципа системности, согласно которому каждая структура общества является системой, содержащей составные элементы и одновременно элементом более крупной структуры.
Тем не менее даже соблюдение данных принципов не позволяет выстроить однозначную структуру общества, в связи с его сложностью, акцентом исследователей внимания на тех или иных аспектах общества и понимания его сущности. Различные структуры общества представлены тремя основными подходами:
- субъективистским,
- институциональным,
- деятельностным.
Субъективистский опирается на представление о том, что сущность общества – это совокупность социальных субъектов, поэтому в качестве его структур выделяются социальные общности, т.е. объединения людей по какому-либо признаку. Наивысшими структурами выступают гражданское общество и государство, содержащие неполитические и политические объединения соответственно.
Институциональный подход базируется на представлении об обществе как совокупности социально-производственных отношений между людьми, т.е. по сути, как совокупности социальных институтов. Все существующие социальные институты подчиняются двум наиболее глобальным структурам таким как базис и надстройка, объединяющим социально-экономические отношения с одной стороны и культурно-политические с другой. При этом некоторые социальные институты, например, семья, входят одновременно и в базис (как основа социального воспроизводства) и в надстройку (как основной потребитель материальных и духовных благ).
Деятельностный подход полагает основанием общества совокупность видов, деятельности которые необходимы для его выживания, воспроизводства и развития, а также для обеспечения всем необходимым каждого из его членов. Все многообразие видов деятельности, существующих в обществе подразделяется на четыре основные категории – материальное, духовное производство, социальная, организационная деятельность.
Иерархия уровней общества
Как можно отметить, конкретная структура общества в значительной степени видоизменяется в зависимости от теоретической позиции исследователя. Вместе с тем нельзя не признать, что перечисленные выше подходы скорее дополняют друг друга, чем вступают в антагонистические отношения.
Синтезируя достижения данных подходов можно выделить иерархию структурных уровней организации общества, которая включает в себя три основных уровня:
- базовый,
- институциональный,
- социентальный.
Базовый уровень представлен элементарными частицами общества, а также связями между ними.
Институциональный уровень представляет собой структурные единицы упорядочивающие данные связи, придающие им стабильный, предсказуемый и всеобщий характер. К нему относятся не только социальный институты, но также социальные общности и отношения.
Социентальный уровень представлен культурой и организационной деятельностью общества, которые с одной стороны оказывают давление на нижележащие слои общества, определяя направление его развития и деятельности, обеспечивая равновесие и гармонизацию его частей, а с другой являются в известной мере продуктом этих систем, их высшей формой интеграции.
Элементы общества
Базовый уровень иерархии представлен элементами общества. Под элементами понимаются особые, неделимые частицы общества, обеспечивающие функционирование всех его структур.
Неделимость и универсальность элементов обеспечивается тем, что вышележащие структуры, хотя и могут быть в некоторой мере обособлены друг от друга базируются не на каких-либо специальных и отдельных элементах, а используют общий, если не один и тот набор элементов в своей системе. Например, один и тот же человек может выступать элементом одновременно и в политической (когда голосует на выборах), и в экономической (в процессе трудовой деятельности), и в социальной (создание семьи и воспитание детей), и в духовной (участие в культурной самодеятельности) сфере.
Все элементы общества можно разделить на субъективные и объективные.
Субъективным элементом является человек, как носитель целенаправленной активности. Человек — это тот «кирпичик» без существование которого общество как таковое невозможно. Даже если в каких-то сферах (например, обслуживание или производство) человека заменяет машина, автомат, то субъектом этой деятельности все равно остается человек, который создал и запрограммировал машину на определенный функционал.
Объективные элементы в свою очередь подразделяются на вещи и символы.
Вещи используются человек для воздействия на внешний мир. Вещи могут выступать как целью такого воздействия (природные ресурсы, плодородная почва и т.д.), так средством его осуществления, а также способами удовлетворения бытовых потребностей человека, организации специальной деятельности и т.д.
Символы служат для воздействия на внутренний мир самого человека или других людей. Символы могут иметь духовную функцию (музыка, книги, картины), либо быть выражены в виде знаков, имеющих утилитарное значение (дорожные знаки, схемы эвакуации и т.д.).