Понятие цикличности истории
Цикличность истории – это теория исторического круговорота, подразумевающая повторение этапов зарождения, расцвета и упадка или полной гибели человеческих сообществ.
Разнообразие теоретических вариаций данной концепции относят к периоду ее становления. Циклизм противоположен идее прогресса.
Идея цикличности истории получила развитие в эпоху Возрождения в Италии, но только в последние десятилетия XIX века оформилась в качестве самостоятельного направления. Ключевую роль в этом сыграл немецкий историк Э. Мейер.
Образ круга, или циклического коловращения – первый в серии настойчивых человеческих усилий познавательно овладеть временем и историей. Истоками этот образ восходит к архаической мифологической картине мира. То есть, мифам, повествующим о периодических катастрофах и обновлении мира, об умирающих и воскресающих богах и пр.
Цикл и цикличность из мифологии легко перекочевали в философию. В таком первобытно-мифологическом виде они еще очень интересовали философов. Дух цикличности пронзает все социально-политические изыскания Аристотеля и Платона. Их богатое творческое наследие подробно рассматривает круговращение форм правления или государственного устройства.
Самым первым признание получил циклический, или круговой процесс, позже – поступательный, или линейный, а сейчас, как самый тип – спиралевидный процесс.
Теории циклического развития, или исторического круговорота разнообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив.
Вико (1668-1744 гг.) – создатель теории исторического круговорота, считал Бога конечной причиной развития обществ и народов. По его учению, каждый народ в своем развитии проходит четыре стадии:
- божественная – отсутствие государства;
- героическая – формирование аристократического государства;
- человеческая – демократическое государство со свободой и естественной справедливостью;
- упадок, разрушение и возврат к первоначальному состоянию.
Вико основой цикличности считал форму правления в обществе. У Вико субъект исторического процесса – отдельные народы, проходящие божественные стадии, или теократические правила, героические – правление аристократов, человеческое – демократическое правление, которые и образуют истинный цикл.
Идея цикличности в идеях разных философов
Данилевский считал, что историю цивилизаций творят люди, роль которых в этом творении различна. Так, известны:
- позитивные исторические лица – люди, племена и народы, которые создали мировые цивилизации;
- негативные исторические лица – монголы, гунны, тюрки, которые сыграли разрушительную роль относительно других цивилизаций;
- пассивные исторические лица – являются этнографическим материалом для других исторических лиц.
Любой народ в своем развитии прошел три стадии: этнический или племенной, государственный или политический, цивилизационный или культурный. Общая хронология, то есть историческая судьба у перечисленных цивилизаций отсутствует, то есть они развиваются преимущественно обособленно: отсутствует историческое событие, оказавшее воздействие на судьбу целого человечества.
Цивилизации возникают при взаимодействии двух факторов: появление творческого меньшинства, то есть элиты с не вполне благоприятными условиями, которые бросали вызов творческому меньшинству. Цивилизация представляет ответ творческого меньшинства на этот исторический вызов в формате религии, искусства, науки и техники, экономики и пр.
Стержень цивилизации – это некоторая религия, носителем которой сначала выступало творческое меньшинство, а позже и народ. Цивилизации проходят стадию становления, расцвет и упадок, основа которых – соответствующее состояние элиты, подлинный духовный и организационный стержень цивилизации.
Тойнби А. выделял пять живых цивилизаций:
- христианская – западное общество;
- православно-христианская – Россия, Украина, Белоруссия и др.;
- исламская – страны Северной Африки и Среднего Востока;
- индуистская – Индия;
- буддистская – Китай и пр.
Циклическое развитие может быть историческое и функциональное. Оба они выражаются становлением общества, какого-либо института, общностей или отдельных людей, их расцветом, упадком и исчезновением. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое развитие общества предполагает выделение определенных стадий становления, расцвета и упадка, которые выступают в качестве разных качественных состояний общества.
В циклическом общественном развитии выделяют несколько ключевых моментов:
- специфический круговорот, с повторением одних и тех же состояний;
- чередование таких кругов на протяжении достаточно длительного периода;
- повторение таких кругов на новой в некотором смысле основе.
Циклический подход к общественному развитию предполагает, чтобы внутри цикла изменяются качества общества, а также они меняются между циклами-кругами. В связи с этим свести циклическое развитие к теории исторического круговорота невозможно. Например, при циклическом подходе к развитию России, было выделено несколько последовательных циклов: княжеский, имперский, советский. Каждый раз, при завершении цикла-круга, Россия вступала в новый.
Кроме исторической цикличности, иногда выделяют цикличность функциональную, которая состоит из:
- общественной стабильности;
- нестабильности общества, то есть кризисов и революций;
- стабильности на новой основе.
Здесь предполагается рассматривать характер функционирования социальных институтов, общностей и государств. В стабильном цикле воспроизводства естественно сложившиеся социальные общности, устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе осуществляют общественную саморегуляцию. Социальная система, которая была выведена из равновесия, через некоторый промежуток времени снова вернется в свое первоначальное состояние.